Tайны мира

Великие камни
Мифами и легендами окружены эти огромные камни под варнаком во французской Бретани. Обелиски высотой до 17 метров стоят там уже 6 тысяч лет. Зачем их установили? Кто совершил этот подвиг? Мы не знаем. В Европе и Северной Африке, в Сирии и Палестине насчитываются тысячи таких доисторических феноменов. Были ли это древние святилища? Надгробия или троны божеств? В наши дни ученые предполагают, что каменный комплекс Стоунхенджа, крупнейшего памятника мегалитической культуры, служил для астрономических наблюдений. Спрашивается, откуда в эпоху неолита у людей оказались знания, которым мы сегодня можем только удивляться? Неподалеку от деревушки Локмариякер под Карнаком во французской Бретани на земле лежит каменная колонна из крупнозернистого гранита, расколотая на четыре части. В этом нет как будто ничего особенного, потому что такие монолиты естественного происхождения часто встречаются на западном берегу полуострова Киберон. Правда, расстояние оттуда до Локмариякер — около 15 км, причем по прямой. По суше получается почти вдвое больше. Да и по воде никак не меньше 25 км, потому что приходится огибать полуостров. Кто-то доставил этот величественный камень на то место, где он сейчас находится. И это было, видимо, очень важно: передвинуть махину весом 347,53 т — непростая задача, ведь она на целых 40 т тяжелее, чем весит средний самолет со всеми пассажирами на борту! Когда колонна еще не была расколота, ее высота составляла 20,3 м — больше шестиэтажного дома. Речь идет именно о высоте, а не о длине, потому что тот, кто доставил колонну в Локмариякер, установил ее вертикально. Ее основание уходило в землю более чем на 3 м, и огромная каменная колонна возвышалась над равниной на 17 м. Раскололся этот великан, видимо, не при установке, а гораздо позднее. Археологи нашли под его обломками несколько свидетельств галло-римского времени. Доставили же колонну сюда не при галлах и римлянах, а за 2 тысячи лет до нашей эры, то есть в эпоху неолита. Так что рухнула она много позже, похоронив под собой свидетельства следующих эпох. Кто именно установил здесь Мен Эр-грах — таково имя величественного обелиска, — можно определить по научной датировке: около 4 тысяч лет назад в Северо-Западной Франции жили ар-мориане, предками которых, по крайней мере одними из предков, были кроманьонцы, представители первой из известных в Европе рас Homo sapiens. Их родиной был Армор, «Земля у моря». Армориане были крестьянами и рыбаками, и их тростниковые лодки с кожаными бортами отважно выходили в открытое море.
Камни передвигают колдуны
Чего у них определенно не было, так это культуры городов, крупных скоплений населения, какие существовали в Месопотамии или в Египте. Убедившись в этом, археологи, строившие различные теории о том, как перевозили и устанавливали каменную колонну, были крайне разочарованы. По их расчетам выходило, что для транспортировки каменного великана объемом 134,5 м3 и весом 348 т требовалось никак не меньше 3 тысяч человек! Невозможно, у людей с богатым воображением появились фантазии о жрецах-колдунах, передвигавших многотонный груз при помощи телекинеза, силой мысли. Более правдоподобную гипотезу предложил в начале XX в. французский археолог 3. Лерузик. Он доказал на практике, что сотня мужчин, умело используя рычаги, способна передвигать даже очень большие монолиты. А если использовать быков или волов в качестве тягловой силы, то проблему транспортировки можно считать решенной. Эксперименты Лерузика вполне убеждают специалистов, людям же мистического склада они представляются слишком банальными. Столь же банальными им кажутся предположения археологов о том, зачем был установлен Мен Эр-грах. Он предстояло служить «вешкой» — знаком для мореходов неолитической эпохи. Место его расположения указывает на вход в залив Морбиан («Малое море») и в устье реки Орей. Что ж, звучит опять-таки вполне убедительно. Но на самом деле все не так просто. Такие мен гиры, или «человечьи камни», наподобие Мен Эрграха, в Бретани не редкость. И хотя ни один из них не достигает его размеров, немало их и сегодня возвышается над поверхностью земли на много метров. Самый высокий из них — Керлоасский менгир под Плуарзелем — имеет «рост» 12 м. Большинство менгиров, как археологи по-бретонски называют эти каменные колонны, расположены далеко от моря, так что говорить об их значении для мореплавателей не имеет смысла. Один из удивительных памятников мегалитической культуры — Стоунхендж, концентрические круги из огромных камней в Солсбери, построенные с необычайным техническим мастерством. Два круга камней представляют собой ворота, перекрытые столь же массивными горизонтальными плитами. В центре находится монолит, который считают алтарем. Особое расположение некоторых менгиров привело исследователей к выводу, что весь комплекс является священной обсерваторией, служившей древним для наблюдения за движением Солнца и Луны. Рядом с Мен Эр-грахом находится могильник эпохи неолита, имеющий 168 м в длину и 30 м в ширину. Может быть, эта гранитная колонна была своего рода надгробием? Свидетельство тому находим, например, в Ветхом Завете. Больше 3700 лет назад, то есть примерно в эпоху установки камней на севере Франции, недалеко от Вифлеема скончалась супруга библейского праотца Иакова. «Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня». Так описывается в Книге Бытия (глава 35, стих 20) это погребение. «До сего дня»: гробница Рахили в Палестине сохраняется в течение тысячелетий. Что такое ее памятник, как не менгир? Правда, на это можно возразить, что гробницу Рахили и «человечьи камни» в Бретани разделяют по меньшей мере 4000 км. Какая же между ними связь? Но это возражение отпадает, если вспомнить, что вертикально поставленные камни встречаются не только на северо-западе Франции. Многие тысячи их сегодня можно встретить по всей Европе и в Северной Африке: в Греции и в Апулии, на Сицилии, Сардинии, Корсике и на Балеарах, в Северной Италии, на юге Франции, в Швейцарии и в Австрии, на юге, западе и севере Испании, в Португалии, везде на севере и на западе Франции, на Британских островах, в Бельгии, Голландии, Дании, на севере Германии и в южной части Скандинавии. Их находят по всему средиземноморскому побережью от Ливии до Марокко и дальше на юг, вплоть до Сенегала и Гамбии. Есть они и в Сирии, и в Палестине. Археологи называют это мегалитической культурой. «Мега» по-гречески — великий, «литое» — камень. Неужели все эти «великие камни», мегалиты, были надгробиями? Маловероятно, потому что во многих местах они составляют комплексы, расставленные по кругу, овалу или рядами, а в Западной Сахаре даже по параболам. Могилы же рядом с ними встречаются очень редко. Возможно, нам следует обратиться к корням мегалитической культуры? Однако нужно учитывать, что само понятие условно. Мегалитической «культуры» как таковой определенно не было — так же, как в наши дни, например, невозможно говорить о «небоскребной культуре». Хотя идея возведения мегалитов была популярна во многих странах. Но откуда она взялась? Вполне убедительное объяснение этому дает немецкий историк профессор Герберт Кюн во втором томе своей «Древней истории человечества», вышедшей в 1963 г.: источником «многочисленных мегалитов на островах Средиземного моря, на Балеарах, на Сардинии, Корсике, Мальте, Годзо и по всей Северной Африке является восточное побережье Средиземного моря, тот самый район, где обе высокоразвитые культуры, Египетская и Месопотамская, веками боролись за первенство». Далее Кюн подробно рассказывает, как мегалитическая идея в течение нескольких веков завоевала Европу: «Основной причиной колонизации Востоком Средиземноморья был поиск новых месторождений олова». Туда-то строители мегалитов и приносили в первую очередь свою идею. Так, морскими путями она и распространилась «...вдоль северного побережья Африки, вплоть до Испании, Франции, Англии и Скандинавии. Это было не переселение, а колонизация». От южного побережья Франции на север, до Ла-Манша, ведет «Великий мегалитический путь». Служил ли он для сокращения пути торгового, на котором судам приходилось огибать Иберийский полуостров? Эта гипотеза легко укладывается в картину колонизации Европы поклонниками мегалитов — так же, как и ряды обелисков на северо-западе Франции, полностью соответствующие подобным рядам в Гезере (Палестина), и находки египетских украшений в ирландских мегалитических гробницах. Казалось бы, все сходится. Но это — гипотезы 1963 г. Вскоре после этого методы углеродной датировки пролили новый свет на проблему мегалитов. Если теория колонизации верна, то «великие камни» хронологически должны были появиться сначала на Средиземном море, в Португалии и Северной Испании, потом на севере Франции и уж потом — на Британских островах. Однако исследования англичанки Элизабет Ши преподнесли новый сюрприз. Древнейшие могильные ряды в Бретани оказались продуктами эпохи около 3900 г. до н. э., то есть по меньшей мере на 750 лет старше, чем аналогичные памятники в Португалии. Мегалиты Испании и средиземноморского побережья оказались, в свою очередь, еще «моложе» последних. «Если в будущем не откроются более ранние памятники (на иберийском побережье), — пишет английская исследовательница, — то придется со всей серьезностью задаться вопросом, не были ли могильные ряды в Бретани первыми мегалитическими памятниками во всей атлантической Европе». На Британских островах многие мегалиты тоже оказались старше, чем предполагал профессор Кюн в 1963 г. «Все мегалиты Британии относятся к эпохе бронзы, то есть около 1800 г. до н. э.», — писал он. Современные же исследования способом углеродной датировки показывают, что их происхождение восходит по меньшей мере к середине III тысячелетия до н. э. Таким образом, вопрос о происхождении «великих камней» остается по-прежнему открытым. Мегалитология обогатилась еще одной загадкой, которую чуть было не сочла разгаданной. Остается еще вопрос о цели установления менгиров. Если цель явных надгробий, могильных рядов и дольменов подтверждается находками в захоронениях, то по поводу, например, отдельно стоящих менгиров исследователи не располагают ничем, кроме предположений. Ясным кажется только одно: раз эти колонны никакой практической цели служить не могли, значит, это древние святилища, и люди тратили столько сил на их воздвижение исключительно из ритуальных соображений. На северо-западе Франции, особенно в сельских местностях, так же, как и на Британских островах, древние культы держались очень долго, вплоть до позднего Средневековья, пока набиравшая силу христианская религия постепенно не одолела их, вытеснив один за другим из людской памяти или извратив их смысл. Вот почему многие из каменных святынь прошлого сегодня носят названия вроде «Чертов столб», «Чертов кол» или «Чертов дротик». Каменные обелиски часто связывают с историями о привидениях и прочих таинственных явлениях. Рассказывают, что менгиры — это заколдованные существа, оживающие в определенные сроки, чтобы совершить те или иные действия: они ходят, пляшут, вертятся вокруг собственной оси, обычно трижды или девять раз, или трижды обходят вокруг пруда. Иные идут к ближайшей реке или озеру, пьют или купаются, потом возвращаются на место и снова оборачиваются камнем. Все эти истории легко можно было бы счесть сказками, если бы не целый ряд совпадений. Так, оживают камни везде в одно и то же время суток и/или время года: в полночь, на закате, в полдень (когда отбрасывают самую короткую тень), вечером в день летнего или зимнего солнцестояния. Входят в это «расписание» и христианские праздники — Рождественский сочельник, Пасхальное воскресенье или День всех святых. В древних легендах это расписание соблюдается всегда очень строго, и магические числа повторяются одни и те же: тройка, девятка, иногда семерка. Некоторый свет на эти истории проливают древние бретонские обычаи, дожившие до XX в. Большинство из них еще в Средние века были переистолкованы на христианский лад, но своими корнями они уходят так же далеко в глубь веков, как, например, обычай ставить рождественскую елку, восходящий к древнегерманскому празднику Середины зимы (Юл). Не сумев искоренить тот или иной обычай, христианская церковь просто перенимала его, придавая новый смысл. Так, многие древние менгиры в Бретани были «христианизованы» за счет того, что на них (или даже из них) просто высекался крест.
Языческие обычаи на христианский лад
Крестные ходы (Pardons) с участием до 20 епископов, и доныне сохранившие свой фольклорный колорит, восходят, без сомнения, к дохристианским празднествам. Проводились они в те же самые сроки, когда, по легенде, плясали даже камни. Так, в Бретани до недавних пор весьма впечатляющие празднества устраивались на день Ивана Купалы, 23 июня. Вот как описывал его в 1976 г. историк Вернер Хюлле: «Едва начало темнеть, как кругом разожгли костры, через дым которых повели скот (коров, свиней, лошадей и овец), чтобы оградить их от волков и болезней. Потом все жители хутора стали прыгать через огонь сами. Когда совсем стемнело, разожгли огромную поленницу дров; в очень далекие времена вокруг такой поленницы устанавливали камни, веря, что души усопших усядутся на них, чтобы погреться. Затем поставили треногу, на которой подвесили медный котел с водой; в такой котел бросают нож или распятие (Rosenkranz). Двое мужчин с помощью плетеных веревок из тростника или камыша стали раскачивать его, имитируя движения при дойке коровы, и возник чистый, далеко слышимый звук, как у органа, — так они посылали привет соседним селениям... Наутро к кострищу пришли дети, чтобы посмотреть, не оставил ли Иван Купала в золе следов своих деревянных башмаков, и, найдя их, очень обрадовались доброму знаку. Набрав золы полные горсти, они рассеяли ее на полях». В этом рассказе для нас важны три факта: срок празднества — летний солнцеворот, роль камней как тронов для душ усопших и культ плодородия полей. Строители менгиров в эпоху неолита были кочевниками, перемещавшимися со своим скотом с места на место. Желая «встретиться» с усопшими, они возводили троны для их душ где-нибудь в заметном месте, например, у перекрестка своих излюбленных путей, — такое «место встречи» подходило для этой цели гораздо лучше, нежели могилы, оставленные где-то по воле случая.
Усопшим троны — плодородие
Все, что касается жизни после смерти и контактов с потусторонним миром, связано почти во всех примитивных религиях и с земной жизнью, с размножением и плодородием. Таким образом, пепел с капища летнего солнцеворота несет бретонским полям новую жизнь, а каменные троны для душ уже в древнейших преданиях и традициях рассматриваются как гарантия здоровья и плодородия для живых. Взять, например, своеобразные каменные «бублики» на Британских островах, еще несколько десятилетий назад весьма почитавшиеся сельским населением. Так, камни Мен-ан-Тол или Крикстоун в Морвее могут, по словам местных крестьян, исцелять детей от рахита, если ребенок три или девять раз подряд проползет через дыру в камне, двигаясь против часовой стрелки. Детей исцелял и «бублик» высотой 2,7 м по имени Толвен Константина в Корнуолле, через круглое отверстие в котором ребенка нужно было провести девять раз туда и обратно. На поверхности камня в Килхомане на шотландском острове Айлей имеется чашеобразное углубление, и тот, кому хотелось попросить об исполнении желания, например, даровать потомство, должен был взять пестик от ступки и сделать им в этом углублении три вращательных движения по часовой стрелке, а потом оставить там монету. «От бесплодия» помогали многие из древних магических камней: считалось, что женщина забеременеет, если потрется о менгир обнаженным животом. Существует множество «естественных» объяснений подобных феноменов. Кое-где крестьяне, верящие в чудеса, полагают, что камни служат своего рода линзами, аккумулирующими космическую энергию, или создают магнитные поля в своих отверстиях, как «бублик» Мен-ан-Тол. Каменные опоры вместе с лежащими на них еще более огромными плитами напоминают домик. Такие могильные ряды, служившие, судя по всему, для коллективных захоронений, встречаются по всему атлантическому побережью Европы, на севере Германии и на юге Скандинавии. Доисторические каменные могильники из необработанных или грубо обтесанных каменных плит, напоминающие гробницы великанов, первоначально были обычно укрыты еще земляным курганом. Древнейшие могильные ряды в Бретани, сооруженные, как предполагают, в эпоху около 3900 г. до н. э. Осталось лишь найти объяснение связи менгиров с определенным временем суток или временем года. Здесь помогла современная наука. Началось все с самого знаменитого мегалитического сооружения Европы — Стоунхенджа. Оно находится неподалеку от городка Солсбери в графстве Уилтшир на юге Англии и в наши дни уже порядком разрушено. Однако даже его руины поражают своими размерами. Над равниной возвышаются мощные каменные колонны, огромные столбы высотой с трехэтажный дом и весом до 50 т. Неудивительно, что археологи XX в. были далеко не первыми, кто заинтересовался этим сооружением, напоминающим храм, построенный в незапамятные времена расой гигантов. Около 1600 г. Стоунхендж вызвал живейший интерес у короля Иакова I. Монарх отправил к загадочным руинам своего придворного архитектора Иниго Джонса. Зодчий пришел к выводу, что это развалины римского храма.
Астрономия за 2000 лет до н. э.
Спустя полвека король Карл II послал в Стоунхендж человека, явно более сведущего в древностях, — Джона Обри. Незадолго до этого ученый уже описывал похожие, но гораздо менее впечатляющие круги камней в Эйвбери. Может быть, он разгадает тайну Стоунхенджа? Добросовестно исследовав мегалит, Обри пришел к выводу: Стоунхендж был капищем друидов. Друидами назывались жрецы у кельтов. Они гадали по звездам, предсказывали природные явления по внутренностям животных и по полету птиц, занимали высокие должности политических советников и судей. О деяниях друидов повествуют римские и греческие историки — Плиний, Диодор, Тацит. Кто же, кроме них, мог построить Стоунхендж? Тайна удивительных камней, казалось, была раскрыта. Но в народе жили легенды о том, как Мерлин, мудрый маг короля Артура, собственноручно построил Стоунхендж или, по крайней мере, планировал строительство и руководил им. Новое важное открытие было сделано в начале XIX в. английским ученым Уильямом Стакли, решившим провести точные замеры этого сооружения друидов. В 80 м от «алтаря», каменной глыбы, расположенной в центре всех кругов, лежал довольно большой камень, оказавшийся «визиром»: если смотреть от «алтаря» в его направлении, то утром в день летнего солнцестояния солнце взойдет именно там. Было ли это случайным совпадением? Очевидно, нет, ибо друиды еще в древности славились своими астрономическими познаниями. В 1901 г. по заданию британского правительства проверкой этой теории занялся астроном Норман Локайер. Если она верна, рассуждал он, то эта гигантская астролябия должна действовать и сегодня, так как орбита Земли вокруг Солнца даже за тысячелетия изменяется незначительно. С другой стороны, по величине этих изменений можно вычислить эпоху, когда ее показания были абсолютно точными. По расчетам Локайера вышло, что эта эпоха приходится на 1860 г. до н. э. — правда, с возможной ошибкой в одно-два столетия. Около 1935 г. его расчеты были проверены Гербертом Стоуном более точными методами, и у него получился 1840 г. до н. э. Значит, Стоунхендж возник еще в докельтскую эпоху и не мог быть храмом друидов! Но нет ли здесь противоречия? Оба ученых строили свои расчеты на том, что камни и сегодня лежат там же, где поместили их древние астрономы; результат же расчетов дает эпоху, когда в Англии определенно не было астрономов-друидов. Ясно, что научную общественность этот результат не убедил. Астрономов бронзового века проверяет компьютер Обнаружился и другой аргумент не в пользу подобной древности этого мегалитического комплекса: в 1923 г. удалось установить, откуда взяты его огромные камни. Их привезли из каменоломни в Пемброкшире на юге графства Уэльс, откуда до Стоунхенджа почти 230 км. Когда в середине XX в. был открыт способ углеродной датировки, позволявший точно установить возраст таинственного древнего храма, напряжение публики сильно возросло. Результат оказался сенсационным: 1847 г. до н. э., с возможной ошибкой плюс-минус 275 лет. Разница с расчетами, выполненными Стоуном астрономическими методами, составила всего семь лет! Значит, Стоунхендж действительно был построен еще до друидов и служил обсерваторией. Являлись ли менгиры надгробными памятниками, корабельными маяками или тронами для душ усопших? Менгир в Локмариякер, возвышавшийся когда-то на 20 м, лежит на бретонской земле, расколотый на части. Стены могильных рядов на бретонском острове Гавренисе украшены символической резьбой. Этот поразительный результат подсказал американскому астроному Дж. С. Хокинсу, как еще можно попытаться проникнуть в тайну древнего сооружения. Ведь Стоунхендж состоит не из одних этих двух камней. Может быть, важные линии наблюдения проходят и через другие пары камней, кроме «алтаря» и «визира»? Хокинс еще раз измерил все камни комплекса и расстояния между ними, нанеся на схему 7140 возможных соединительных линий. Затем он ввел свою схему в компьютер, чтобы проверить, нет ли в ней совпадений этих линий с важными небесными направлениями, вероятность которых заметно превышала бы случайную. И такие совпадения нашлись. Компьютер Хокинса выделил склонения: +290, +240 и ±190 как наиболее часто встречающиеся. Склонение — важнейшая величина для определения места расположения небесных тел. Воображаемая линия, проведенная от какой-либо звезды к центру Земли, проходит через определенную точку ее поверхности. Географическая широта этой точки тождественна склонению звезды. В эпоху около 1800 г. до н. э. значение +240 соответствовало склонению Солнца в момент летнего солнцестояния, а — 240 — зимнего. В отличие от дневного светила Луна движется по гораздо более сложной орбите: проходит не две, а четыре экстремальные точки склонения. В эпоху около 1800 г. до н. э. их значение составляло: +290, -290, +190 и -190! Так Хокинс раскрыл тайну Стоунхенджа. Ни о какой случайности уже не могло быть речи: вероятность того, что при таком количестве камней они чаще всего будут указывать именно эти склонения, ничтожна. Стоунхендж — древнее святилище, где поклонялись Солнцу и Луне. Реконструкции комплекса выявили еще один объект, открывший больше, чем простая проверка соединяющих камни линий. Это был так называемый «Круг из песчаника», цирк из мощных опор, соединенных поверху плитами. В его центре находились пять еще более крупных трилитов — «тройных камней», выглядящих как огромные ворота. И, наконец, по внешнему кругу храма шли 56 загадочных ям, открытых еще Джоном Обри. Счетные палочки для вычисления затмений Величественные трилиты и круг из песчаника быстро раскрыли свою тайну. Когда жрец стоял в центре комплекса и смотрел в одни из больших ворот так, чтобы его взгляд проходил и через одни из ворот Sarsenkrelsa, то, в зависимости от комбинации внутренних и внешних ворот, ему открывалась точка неба, склонение которой опять-таки равнялось: ±290, ±240 и ±190. Разобраться с «ямами Обри» было труднее. Служить визирами они не могли, и Хокинс предположил, что ямы использовались как своего рода «счеты». Древние жрецы могли установить в них шесть счетных жезлов, по одному в 10-й, 19-й, 28-й, 38-й, 47-й и 56-й яме, считая по часовой стрелке. Тогда расстояние между ними составит соответственно 9, 9, 10, 9, 9 и 10 ям. Раз в году жрецы переставляли все жезлы на одну яму дальше. При помощи такого «счетного устройства» они могли предсказывать солнечные и лунные затмения с точностью до нескольких суток. Точную дату затмения, считает Хокинс, они могли определить при помощи особого камня или палки, устанавливаемых в одном из 30 проемов «Круга» и передвигаемого ежедневно на один проем. Если «лунная палка» оказывалась между столбами под номерами тридцать и один, то есть на линии наблюдения «алтарь»—«визир», в этот день следовало ожидать лунного затмения. При условии, что о том же свидетельствовал счетный жезл в «яме Обри». Если «лунная палка» попадала в прямо противоположный проем «Круга», то это означало солнечное затмение. Новейшие исследования, проведенные британским астроархеологом Александром Томом, не оставляют никаких сомнений в точности астрономических наблюдений древних. Посетив не менее 450 круговых и продольных мегалитических комплексов на Британских островах, он современными геодезическими методами составил их точные планы и ввел данные в компьютер. Том определил с высокой вероятностью 48 «станций наблюдения» за Солнцем и 23 — за Луной. Еще 50 солнечных и 15 лунных — с достаточной вероятностью, а 10 и 4 могли бы служить доказательством. Компьютер показал, что астрономы бронзового века наблюдали таким образом и важнейшие звезды: Капеллу, Денеб, Арктур, Кастор, Спику, Антарес, Альтаир, Поллукс и Вегу. При помощи древних святилищ Солнца Александру Тому удалось реконструировать календарь людей той эпохи. Год делился у них на 16 примерно равных частей по 23, 23, 24, 23, 23, 23, 23, 22, 22, 22, 22, 23, 23, 23, 23, 23 дня. Таким образом, в году у строителей мегалитов тоже было 365 дней. Был у них и дополнительный день, добавлявшийся каждый четвертый год, как в современном календаре, дошедшем до Англии лишь полторы тысячи лет спустя, при Юлии Цезаре. Таким образом, наиболее крупные каменные сооружения Британских островов означали нечто большее, чем надгробия. Они были обсерваториями и хранилищами священных календарных знаний. Профессор Том сумел также восстановить систему математических расчетов. Он убедился, что математики неолита и века бронзы уже были знакомы с правилом прямоугольного треугольника и, доказал, что у них существовала единая мера длины, которую он назвал «мегалитическим ярдом». Этот ярд, с точностью до ±2 мм равнявшийся 82,7 см, употреблялся повсюду в Европе. Единство многих черт во всех «мегалитических регионах» наводит на мысль, что каменные комплексы за пределами Британских островов тоже служили священными обсерваториями. В середине 1970-х гг. профессор Том, тогда уже семидесятилетний, посвятив более 30 лет жизни британским мегалитам, отправился с целым отрядом ученых и геодезистов в Бретань, чтобы исследовать длинные каменные ряды, состоящие из тысяч менгиров, в ближних и дальних окрестностях Карнака. Его предположения подтвердились сверх всяких ожиданий. Эти комплексы тоже использовались для астрономических наблюдений.





трава молочай