Tайны мира
Прямые пути древних
Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла. В Ветхом Завете не раз говорится, что ходить надо прямыми путями. Имеют ли эти слова лишь нравственное значение, или в них скрыт и топографический смысл? До самого недавнего времени у многих народов, например, у индейцев и у жителей Уганды, было правило: прокладывать любые пути только прямо. Следы таких древних прямых путей находят в Уэльсе и в Южной Англии; даже доисторические памятники в этих краях находятся преимущественно на одной прямой. Может быть, «прямые стези» тоже были у древних культовыми сооружениями? Но кто и когда их проложил?Было ли это за сотни или тысячи лет до Рождества Христова?
Готический собор в Солсбери и некоторые культовые сооружения в графстве Уилтшир, Англия, лежат точно на одной прямой. Среди холмов Уэльса можно обнаружить следы древних прямых дорог «ли».
Многие доисторические монументы в Англии расположены на одних и тех же прямых. Самое удивительное, что многие средневековые замки и церкви также строились вдоль прямых линий. Возможно, что эти позднейшие сооружения просто возводились на местах, в древности считавшихся священными.
В Ветхом Завете, в книге Иеремии 31:21 сказано: «Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои».
В книге Исайи (40:3, 4) говорится: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривые выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими».
И, наконец, в Притчах Соломоновых (4:25—27) указывается: «Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла».
Таких указаний, что ходить надо только прямыми путями, никуда не уклоняясь, в Ветхом Завете имеется довольно много. И понимать их следует явно не только в переносном смысле. «Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, возвращайся в города твои» — звучит уже как самая настоящая топографическая ориентировка.
Возможно, это связано с тем, что около 980 г. до н. э. израильтяне перенесли свой религиозный центр с горы Гаризим в Иерусалим? Эта гора, по мнению многих историков, в доисторические времена служила ориентиром для определения направлений и расстояний, как позже Кааба в
Мекке, знаменитый черный камень, на котором, по преданию, Авраам воздвиг первый «дом Божий». От таких святынь велся отсчет расстояний, опрелялись стороны света. Аналогичную роль играла и знаменитая пирамида Хеопса, построенная не только как святыня, но и как ориентир для геодезических измерений.
Эти библейские наставления служат своего рода напоминанием: «дева Израилева» не должна забывать о древних прямых дорогах, ведущих к городам предков. Видимо, это связано с тем, что уже в те времена древние культовые ориентиры начали приходить в упадок. Возникли-то они в период, когда и письменности еще не было, то есть в эпоху меди и бронзы, а то и еще раньше, в каменном веке. Хотя каменные реликты древних культур сохранились у многих примитивных племен до новейшего исторического времени. И не только каменные: возможно, что многие обряды и обычаи современных племен подобного рода тоже восходят к правилу прокладывать любые пути только прямо. Так, британский журнал «Блэквудз Мэгэзин» в феврале 1923 г. опубликовал статью о культуре племени чин, обитающего в горах на границе Индии и Бирмы: «Она [дорога] ведет от деревни к деревне строго по прямой, невзирая ни на какие подъемы и спуски, как, впрочем, и все дороги в земле чин. Любой человек из этого племени всегда предпочтет прямой, хотя и крутой путь пологому, но извилистому».
Мы ходим прямыми путями
Примерно за полгода до этого канадская газета «Торонто Стар» (в номере от 6 июля 1922 г.) писала, что индейцы, живущие на западе штата Техас, прокладывают на земле особые линии, размечая их кучками камней, чтобы зафиксировать направление к источникам воды, отдаленным на много миль. Англичанин Альфред Уоткинс, труды которого нам еще придется цитировать, узнал от миссионера Сомерс-Кокса, долго жившего среди индейцев североамериканского племени кри, что те часто ему говорили: «Белого человека легко распознать по кривым путям, которыми он ходит. Мы всегда ходим прямыми путями». Знаменитый путешественник сэр Генри Джонстон пишет в своей книге «Уганда» о «широких тропах, прямизна которых выдерживается аборигенами со столь же завидным постоянством, каким отличаются дороги римлян».
Велись ли у древних наблюдения за Солнцем и Луной? Были ли естественные ориентиры и искусственные каменные сооружения «инструментами» для астрономических наблюдений? «Ли», проходящие через каменные святыни, направлены точно на восход Солнца в день летнего солнцестояния.
В 1920 г. Альфред Уоткинс открыл следы подобной дороги у себя на родине, в Уэльсе, в холмистой местности Бредвардина, после чего посвятил себя кропотливому исследованию дорог Уэльса и Южной Англии в целом. Результаты его исследований не просто интересны, но и красивы. Уоткинс убедился, что многие доисторические памятники, в первую очередь могильники, составляют череду, ориентированную строго по прямой, что по статистике никак не может быть чистой случайностью. Далее он обнаружил, что и позднейшие сооружения, например, средневековые замки и церкви, также лежат на прямых линиях.
Загадки, представлявшиеся неразрешимыми, раскрылись уже в начале полевых работ в этих районах. Оказалось, что средневековые замки и церкви строились на тех же местах, где в древности находились языческие капища. На церковных кладбищах обнаруживались древние языческие захоронения, да и сами имена церквей и замков хранили память о древних культах. Местные легенды тоже подтверждали это.
Церкви на местах доисторических ориентиров
Археологи давно знают, что первые христианские епископы не столько уничтожали языческие святилища, сколько старались «приспособить» их к новым нуждам. Так, Джонсон в своей книге «Нехоженые тропы британской археологии» пишет: «Доказано, что Патрик, епископ Гебридских островов, просил вождя Орлига во всех местах, где обнаружатся стоячие камни или менгиры, строить церкви». И действительно, под фундаментом старых британских церквей или где-то в непосредственной близости от них часто находят доисторические «стоячие камни». Самым известным среди них, очевидно, является «Коронационный камень», хранящийся ныне в лондонском Вестминстерском аббатстве, на котором короновались все английские короли после королевы Марии. В 1296 г. король Эдуард I перенес его из аббатства Скоун в Лондон; позже над камнем возвели нечто вроде трона. До этого он, начиная с 503 г., служил для той же цели шотландским королям. А еще раньше, в доисторические времена, он был ориентиром для древних дорог.
Уоткинс убедился, что многие из древних «стоячих камней» были такими ориентирами, размечавшими «прямые пути», причем установлены они были раньше культовых камней-менгиров, относящихся к эпохе мегалита. Так, знаменитый мегалитический комплекс Стоунхендж и другие доисторические памятники древней Британии, возникшие много позже «стоячих камней», строились именно на перекрестках древних дорог.
Такие дороги и в самом деле появились очень давно. Если уже в Ветхом Завете о них говорится, как о «забытых», то это значит, что прокладывали их, по крайней мере в Палестине, за много столетий до Христа. В Европе они, очевидно, тоже появились задолго до письменности, ибо письменных свидетельств об их прокладке не существует. Археологические раскопки показывают, что они лежат много ниже построек типа Стоунхенджа и большинства курганов (древних погребений), то есть принадлежат к эпохе ранней бронзы. Иногда их находят в слоях «огненного камня» (кремня), что может означать возраст до 2 тысяч
Пути торговли кремнем
лет до н. э. Хотя некоторые из этих дорог, очевидно, еще старше, то есть были проложены за несколько тысяч лет до начала нашего летосчисления. Доподлинно известно лишь, что на Британских островах их продолжали прокладывать вплоть до прихода римлян.
Кропотливая работа за столом, в архивах и в полевых условиях позволила Уоткинсу обнаружить в Англии десятки таких дорог, которые он называет «ли». Примером может служить доисторический курган на границе Южного Рэдноршира и Западного Херфордшира, возле которого под острым углом сходятся две дороги — «ли». Первая идет с востока, от вершины холма Уайлфер, проходя через церковь в Крегрине, через холм Блэк Хилл, через три уже веками отдельно стоящих хутора, и упирается в знаменитый курган «Таррет Тамп», имеющего 8 м в высоту и плоскую, как танцплощадка, вершину. Если дорогу продолжить, то дальше к востоку она пройдет точно через верхушку очередного холма и упрется в «кэмп», кольцеобразный земляной ров. Здесь-то и пересекаются две древних «ли». Любопытно, что недалеко от этого места стоит еще один хутор, издревле носящий название Кросс Фарм (Ферма на перепутье). Дальше «ли» проходит через конусообразный могильник, который называют Batch Twt (Батч Туут), и оканчивается еще одним рвом, именуемым «Хелл Моат».
Прокладка прямых начиналась с поиска естественных ориентиров: холмов, скал необычной формы, бродов через ручьи, реки и озера. Затем использовались искусственные ориентиры: крупные камни или сигнальные огни.
Вторая «ли» берет начало на востоке, в горах Рэдноршира, где находятся два могильника эпохи бронзового века, именуемые «Хандред Хауз». Далее она идет к 8-метровому кургану под названием Маунд, пересекая ручей Edw (Идуу), и через 155 м достигает остатков доисторического каменного столба, когда-то, видимо, обозначавшего перекресток. Дальше эта прямая, если ее продолжить, проходит через вершину холма Литтл Хилл высотой около 500 м, через доисторические земляные валы возле Глэскуум Виллидж, через церковь на окраине деревни Колва и, наконец, спускается к «кэмпу», доисторическому земляному рву, где пересекается с первой. Миновав перекресток, эта «ли» ведет дальше вниз, проходя через кольцо камней-могильников (Моат) возле Лемора, а потом еще через похожий комплекс камней недалеко от церкви в Олмли. Дальше она продолжается далеко по прямой, заканчиваясь, по последним данным, у церкви в Сарнсфилде. Кстати, само название этой деревушки заслуживает внимания, так как древний кельтско-валлийский корень «сарн» означает «мощеная, прямая дорога».
Еще сэр Норман Локайер, известный английский историк и писатель, отмечал в своем труде «Стоун-хендж», что камни этого древнего сооружения топографически связаны не только друг с другом, но и с другими, более удаленными объектами на местности, служа для них своеобразным ориентиром. Он доказал, что Стоунхендж, курган Сарум, кафедральный собор в Солсбери и доисторическое капище в Клербери лежат на одной прямой. Позже Уоткинс независимо от Локайера тоже убедился в этом. Кроме того, он обнаружил, что эта «ли», если ее продолжить, доходит на севере до холма Св. Анны, на вершине которого местные жители, согласно древней традиции, каждый год 6 августа зажигали большой костер. По легенде, в старину холм назывался «Тан Хилл», а «тан» по-кельтски и староваллийски означает «сигнальный огонь». Вершина этого холма составляет, таким образом, единый комплекс с далеким от него Стоунхенджем.
О пользе языковедения
Уоткинс открыл еще три «ли», проходящие через Стоунхендж и совпадающие с обнаруженными в нем линиями астрономических наблюдений. Самая знаменитая из таких линий проходит точно по «авеню», ведущей к центру Стоунхенджа, а потом через два особых, отдельно стоящих камня. Если ее продолжить за пределы Стоунхенджа, то через четверть мили она пересечет один курган, а еще через три четверти мили — другой. Потом на ее пути встречаются Стэплфордская церковь, доисторический земляной вал Гровли Касл, огромная фигура человека из Серн-Эббаса, описанная нами в главе о «Наскальных рисунках», а завершается она холмом Панкноул Бикон, на вершине которого (135 м) когда-то разжигались сигнальные огни.
Особенность этой «ли» состоит в том, что она в точности совпадает с направлением на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. И начинается она вообще-то не в Стоунхендже, а проходит сначала через комплекс земляных валов в Винтербурне, курган Инкпен Бикон («Бикон» означает «сигнальный огонь») и хутор Бэкон Фарм, в старину называвшийся «Бикон Фарм». Еще одна «ли» Стоунхенджа направлена на точку восхода Солнца в первые дни мая.
Таких примеров можно было бы привести десятки. Поисками подобных прямых занимался не только Уоткинс. В Великобритании уже давно существует союз искателей таких дорог, которые называют себя «охотниками за ли».
Некоторые археологи возражают, что в стране, буквально усеянной доисторическими монументами, просто не могло не найтись хотя бы нескольких таких объектов, которые окажутся лежащими на одной прямой. Тем более если их искать специально. Однако это возражение опровергается тем, что там как раз трудно найти такие курганы и межевые камни, которые не лежали бы на одной «ли».
Еще один аргумент в пользу существования «ли», причем гораздо более весомый, дает языковедение. Многие места, через которые проходят эти «ли», сохранили древние названия, в которых отражено понятие о прямой линии. Эти названия часто начинаются со слова «коул», иногда также
Независимо от рельефа
«кол» или «колд». На Британских островах насчитываются сотни населенных пунктов с такими названиями: Коул Эбби, Коулхилл, Коулхаус, Коул Черч, Колмер, Колвуд, Колуэй, Колуолл, Колдхэм, Колдхилл... Многое указывает на то, что «колмен» был древней и весьма уважаемой профессией, а его задача именно в том и состояла, чтобы рассчитывать и прокладывать «ли».
Кроме того, Колмен и ныне остается одной из самых распространенных британских фамилий. Помощники колмена, помогавшие ему на местности, назывались «додменами». Языковеды установили, что слово «додмен» означало человека, носившего две большие палки. Уоткинс весьма убедительно доказывает, что эти «палки» были землемерскими шестами. Возможно, «Вилмингтонский Верзила» тоже был таким додменом? В названиях мест слово «Дод» (в других формах «Дид», «Тот» или «Тут») также встречается достаточно часто, и всякий раз оказывается, что эти места тоже лежат на прямых линиях «ли». Взять хотя бы Додитри или Додстоун, Додмар-стон, Додлей, Додели, Додли и Дидли.
Начальный или конечный слог «ли», «лей», «ло», «лех», «лай», а также «лес» или «лиз» опять-таки указывает на понятие «ли», избранное Уоткинсом для обозначения этих прямых линий. В древнем англосаксонском языке это слово означало просеку, прямую дорогу на местности. На Британских островах есть много мест с названиями — Ли Хиллз, Лейз Хиллз, Ли Роке и т.д. Поскольку ни холмы, ни скалы не могут считаться просеками, остается предполагать, что они служили естественными ориентирами при их прокладке.
Холмы, скалы и иные природные ориентиры, разумеется, не устанавливались специально для разметки «ли». Наоборот, землемеры каменного и бронзового века находили пары таких природных объектов или подбирали в пару к объекту направление на какое-нибудь светило и по ним намечали свои линии. По этим линиям прокладывались тропы, которые, независимо от рельефа местности, всегда были идеально прямыми. Эти древние тропы можно различить и сегодня — под слоем земли, в виде щебеночных насыпей или укрепленных бродов, пересекающих пруд или реку, или, наоборот, выемок, глубоко прорезающих подъемы местности. Иногда по этим древним трассам проходят дороги римлян и даже современные шоссе.
Древние дороги — в Германии?
Отсюда ясно, почему ученым до сих пор не удалось расшифровать эти записи, в гораздо большей мере символические, чем алфавитные, к тому же сохранившиеся далеко не полностью. Эти давно забытые символы описывают практические детали и мистическую подоплеку еще более древнего забытого культа. На сегодняшний день известно около 20 таких сохранившихся записей. Они хранятся в музеях Берлина, Брен-ле-Конт (Бельгия), Консепсьон и Сантьяго (Чили), Гонолулу, Санкт-Петербурга, Лондона, Вашингтона и Вены.
Если не считать «словаря» Хаусена, в котором приводится толкование около 500 символов, смысл знаков ронго-ронго до сих пор остается тайной. Хотя они наводят на интересные размышления. Похожая письменность имелась, например, у жителей северо-западной Индии в IV тысячелетии до н. э., культура которых потом также ушла в небытие. Некоторые из историков предполагают, что отдельные элементы этой культуры, в том числе письмо, не позже II тысячелетия до н. э. проникли в Полинезию. Потом полинезийские «длинноухие» принесли их в восточную часть Тихого океана, на остров Рапануи, где они и сохранялись в течение столетий, а то и тысячелетий, пока гибель жрецов и вообще грамотных людей не превратила древние письмена в неразрешимую загадку для современных ученых.
Каменное плато Оронго на юго-западе острова Пасхи когда-то было центром удивительного культа птицечеловека. Об этом свидетельствуют рисунки на скалах кратера вулкана Рано Као, сохранившиеся до сего дня. Всего на острове Пасхи, в одном из самых отдаленных уголков Земли, имеется около 600 каменных великанов