Tайны мира
По следам непознанного
Сколько жив человек, столько он будет стремится разгадать свою судьбу. Чтобы узнать волю богов, человек античного мира обращался к оракулу. В знаменитой дельфийской святыне на вопросы царей и других влиятельных клиентов провидица Пифия отвечала загадочными формулировками. Кристальные шары, трансы, видения и сновидения, с помощью которых вещуны и ясновидцы пытаются заглянуть в будущее, — все это вызовет сомнения у современного скептика. Однако человек XX в. не менее своих предшественников интересуется будущим: сегодня специалистов по анализу тенденций развития и перспективным прогнозам называют оракулами науки.
Древнеегипетский бог Амон объявлял свою волю главным образом устами оракула. Одним из наиболее значительных культовых центров античного мира было Дельфийское святилище. На протяжении столетий люди испрашивали совета богов у оракула, прославившегося на весь древний мир.
Гигантский скарабей, вырезанный на одной из опор храма Амона, был посвящен богу солнца Ра. Сам Александр Великий посещал известного оракула в Сиве, в оазисе ливийской пустыни. Здесь, в храме Аполлона в Дельфах, провидица Пифия в загадочных формулировках предсказывала будущее.
Примерно 2500 тысяч лет тому назад к знаменитому оракулу в Дельфах, святыне античного мира, обратились посланцы из Сард, столицы Лидийского царства в Малой Азии: «Крез, царь Лидии, подчинивший себе большую часть народов Малой Азии, почитает Дельфийского оракула за единственного в мире, чьи пророчества сбываются. Он делал оракулу пожертвования, достойные пророчеств, и теперь спрашивает: стоит ли ему выступить против персов и взять с собой союзников».
Знаменитый лидийский монарх, известный своими неисчислимыми богатствами, полагался на Дельфийского оракула. В свое время он затратил немалые средства и время, снаряжая делегации к Дидиму и Дельфийском оракулу, к Абаю, жившему в Фокее, к Додонскому оракулу в Эпир, к оракулу Амфиарая в Аттику, к Лебадайскому оракулу в Беотию и в оазис в ливийской пустыне, к оракулу, Сиве. Всем им предлагалось точно в назначенный день задать вопрос: чем в данный момент занят Крез, сын Алиатта? Ответы ждали в письменной виде. В назначенное время царь сидел перед большим металлическим котлом, где варились убитые им собственноручно ягненок с черепахой. Предание не сохранило, что ответили шесть оракулов. Но ответ дельфийской Пифии Геродот впоследствии привел в своем «Изложении событий»:
«Я знаю число песчинок и массу моря, Я внимаю немым и слышу голос безгласных, Чую запах черепахи, животного, одетого в панцирь, Которое варится в железном котле, а также куски ягненка. Медь внизу, и медь закроет котел». Под медью, естественно, следует понимать железо: котел Креза накрывался железной крышкой.
Провидческие способности Пифии из далекого города Дельфы произвели на Креза глубокое впечатление. Однако ее ответ стал для правителя ловушкой: «Перейдя реку Галис, ты разрушишь великое царство». Крез истолковал эту фразу как предвестие крупной победы, объединился со спартанцами и приготовился к битве с персидским царем Киром. Но прежде он приказал спросить у Дельфийского оракула, как долго продлится его единовластие. Пифия ответила в свойственной ей манере: «Только когда мул станет повелевать мидийцами как царь, Тогда, нежноногий лидиец, беги к каменистому Термосу. Беги без промедления! Не бойся прослыть трусом!»
...ты разрушишь великое царство
Речь, конечно, не шла буквально о том, что продукт скрещивания кобылицы и осла и впрямь когда-либо будет вознесен до статуса царя мидийцев. По-видимому, никогда бы не наступил такой момент, когда царю пришлось бы спасаться бегством у каменистой реки Гермос.
Крез задал Пифии и третий вопрос. У царя был сын, калека и глухонемой. Крез хотел знать, может ли он что-либо сделать, чтобы сын хотя бы заговорил. Ответ звучал неутешительно и в то же время загадочно:
«Лидиец по роду, почти владыка мира, а все же безрассуден, о, Крез, Только не желай услышать в доме вожделенный глас Твоего заговорившего сына! Так тебе будет больше пользы. Заговорит он впервые в день великого траура».
Великолепные сооружения воздвигались в культовых целях. На снимке изображены руины храма Амона в Карнаке. Рельеф на одной из опор изображает религиозные действия и прославляет пантеон древнеегипетских богов: фараон приносит жертву главному божеству государства Амону и богине плодородия Мин. Гадание на внутренностях считалось в древнем Вавилоне, у этрусков и римлян подлинным искусством. Для обучения жрецов изготавливались модели печени жертвенных животных. Петух, символ бдительности и восхода Солнца, у древних греков считался жертвенным животным.
Его ключи умолкли навечно
Провидица произнесла приговор: «Извести царя, что прекрасно устроенный дом пал. У Аполлона Феба нет больше прибежища, священный лавр завял, Его ключи умолкли навечно, смолкло журчание воды». Спустя всего шесть лет император Аркадий сын Феодосия, повелел срыть с землей языческий храм.
Таким образом, Пифия исполняла свои обязанности на протяжении почти 90 лет, а может, и дольше. Это обстоятельство позволяет предположить, что данное имя носила не какая-то конкретная женщина, а институт прорицательниц. И в период процветания оракула на протяжении столетий в храме посменно прорицали сразу две-три Пифии. К этому следует добавить, что оракул вещал лишь на 7-й день каждого месяца, а на три зимних месяца объявлялся перерыв.
Пожалуй, одним из самых выдающихся памятников древнеегипетского строительного искусства является главное святилище бога Амона в Карнаке. Длинная аллея сфинксов с бараньими головами стоит вдоль дороги, по которой процессии двигались от берега Нила ко входу в храм, означавшему границу между земным миром и миром горним. Порог храма, святая святых, разрешалось переступать только фараону и жрецам Амона, которые предсказывали будущее. Они считались хранителями веры и обладали огромным политическим влиянием.
В первые века Пифиями служили молодые девушки в возрасте примерно пятнадцати лет. Единственное условие отбора — девственность. В более поздние времена, будто бы после того как некто похитил и изнасиловал юную Пифию, жрецы стали отбирать женщин зрелого возраста — не моложе 50 лет.
Перед пророчеством Пифия в сопровождении двух жрецов отправлялась к святому источнику Касталии, где обнаженной принимала очищающую ванну. Затем из второго источника Кассоти-са провидица выпивала несколько глотков святой воды. Вслед за этим Пифия, сопровождаемая двумя старшими жрецами и хосиои — членами «Совета пяти» при оракуле, — шла в храм Аполлона.
Для того чтобы узнать, одобряет ли бог нынешнее предсказание, требовалось получить добрый знак. С этой целью главный жрец окроплял козленка ледяной водой. Если козленок оставался спокойным, то день считался неблагоприятным, и клиентам приходилось терпеливо ожидать следующего месяца. Если козленок вздрагивал, то его убивали и сжигали на алтаре. Более предсказаниям ничего не мешало. Пифию подводили к алтарю Гестии, перед которым горел огонь, и от сжигаемых хвойных пород исходил дурманящий дым. В огонь добавляли ладан, вещества, содержащие опий, белену и другие галлюциногенные травы. Пифия вдыхала курения и впадала в транс. Двое жрецов брали ее под руки и вели в адитон, в углубленную в земле келью с голым полом, и сажали на знаменитый высокий треножник. Упасть с треножника Пифия не могла, даже находясь в полуодурманенном состоянии — благодаря глубокому углублению и специальным кольцам.
С одобрения бога Аполлона
Это часто описывают так: Пифия восседает на своем треножнике над трещиной в земле, откуда поднимается дурманящий дым... Но археологи не только не обнаружили трещины на месте храма, но с подачи геологов заключили: в дельфийском грунте вообще не могло образоваться никаких расщелин. «Трещиной» могла быть специально вырытая небольшая яма — для символического контакта с древней богиней Земли.
Персефона и Гадес, божества подземного царства, принимают сына Зевса Диониса: взяв в жены Персефону, рожденную Зевсом и Деметрой, Гадес увел ее в свой подземный мир. Зевс повелел вернуть Персефону, но она была очарована любовной магией, заключенной в гранатовом плоде. С той поры треть года она проводила с Гадесом среди теней умерших, а остальное время жила у богини земледелия и плодородия Де-метры.
Когда силы покидали одну Пифию, ее сменяла другая. Сеанс продолжался до глубокой ночи. И все-таки Пифия никогда не могла ответить на каждый поставленный вопрос. Поэтому удовлетворенными уходили в основном состоятельные посетители. Клиентам нужно было формулировать вопросы таким образом, чтобы на них можно было ответить однозначно: да или нет. Пифия погружала руку в сосуд и, не глядя, вытаскивала зернышко боба: белое означало положительный ответ, черное — отрицательный.
Как правило, предсказания подразделялись на категории. В Дельфах существовали одновременно несколько принципов: Пифии истолковывали предзнаменования, делали двойные пророчества, визионерские прорицания и даже пророчества на основе духовных путешествий.
Пожалуй, самыми распространенными были и остаются так называемые народные прорицания. Так, юные девушки, когда хотят узнать о суженом, гадают на хлебных катышах. Они пишут имена поклонников на небольших записочках, закатывают их в хлебную мякоть и затем бросают в плошку с водой. Хлебные катыши медленно растворяются в жидкости. Записка, всплывшая первой, укажет имя будущего жениха. Тем же способом узнавали даже имена воров.
Чтобы определить пол будущего ребенка, некоторые народы прибегали к такому средству: нужно было капнуть масла в стакан с водой. Если масло спустя несколько минут соединится в одну большую каплю, значит, родится мальчик, а если расплывется, то следует ждать девочку.
Подобные методы, а их можно привести бесчисленное множество, предлагают только два варианта ответа (да—нет) и таким образом попадают в категорию двойных пророчеств. Классическим примером здесь служит подбрасывание монеты, кубика или же всем известное гадание на лепестках цветов по схеме «любит — не любит...». Для этой категории прорицаний нередко используются маятники и прутики лозы. Число правильных ответов в данном случае не превышает в среднем 50 процентов, что абсолютно соответствует статистическим ожиданиям.
Характерным примером двойного пророчества в оазисе Сива, что в ливийской пустыне, стал случай, получивший в IV в. до н. э. широкую известность во всем античном мире. Священное место было посвящено египетскому богу Амону и уже просуществовало, по-видимому, не одно тысячелетие. Оракул пророчествовал высокопоставленным лицам и отвечал на отдельные вопросы. Посланца видного афинского государственного деятеля и полководца Кимона оракул отослал домой без ответа, сославшись на то, что его господин уже «отошел к Амону». В самом деле, Кимон пал при осаде города Китиона. Это предсказание упрочило славу оракула пустыни.
Однако «обычным» посетителям оракул почти всегда предлагал односложные ответы. Точно так же, как и оракул Амона из Тебена. О том, какие вопросы ему задавались, мы знаем по дошедшим до нас протоколам на глиняных табличках: «Мой благой господин, будет ли нам роздано зерно?», «Добрую ли корову я купил?», «Тот ли человек украл циновку?», «Заплатит ли этот человек?», «Правду ли он говорил?», «Нужно ли мне жить с этой женщиной?». Одним из самых известных клиентов оракула из Сивы был Александр Великий.
Некоторые толкования предзнаменований также можно отнести к двойным ответам. Например, попытку Дельфийского оракула по поведению облитого водой козленка угадать, одобряет ли Аполлон нынешний сеанс пророчеств. Предзнаменования допускают и более широкое толкование. Так к различным знамениям и приметам относятся суеверные люди и в наше время. Кто верит: если черная кошка перебегает дорогу слева направо, то нужно ждать беды, кто считает, что клевер с четырьмя лепестками приносит удачу, что дождь в день свадьбы обещает богатство или потомство, — тот мыслит категориями примет.
Довериться предзнаменованию
Этруски довели предзнаменований до подлинного искусства, от них его заимствовали римляне. В основном гадали по внутренностям животных и форме молнии. Пристальнее всего жрецы изучали печень жертвенных животных, а впоследствии желчный пузырь, сердце и легкие. Еще вавилонцы предполагали, что печень является вместилищем души, а этруски видели в ней точное подобие космоса. В древних школах жрецов-гадальщиков археологи находят модели печени из бронзы, алебастра и терракоты, иногда с точной разбивкой на зоны и с пояснениями, какая из них за что отвечает. Этруски и римляне верили, что боги посылают людям знаки и информацию через определенные изменения в структуре органов.
Жрец по внутренностям животного 10 марта 44 г. до н. э. предупредил римского государственного деятеля Гая Юлия Цезаря о грозящей опасности. Цезарь мог, по словам жреца, лишиться «совета и жизни», так как в печени жирного жертвенного быка не только отсутствовал так называемый пирамидальный отросток, но даже сердце. Цезарь не поверил пророчеству и 15 марта стал жертвой покушения, в котором участвовал Брут. Этот случай заставил серьезно задуматься даже такого завзятого скептика, как Цицерон.
Боги посылают знаки
К категории предвидений никак нельзя причислить гадание по кофейной гуще, столь популярное в XIX в. и теперь снова входящее в моду, или, к примеру, гадание на расплавленном свинце. Как это ни покажется странным, гадание на кофейной гуще, по чайным листам, на расплавленном свинце и т.п. хотя и не способно открыть будущее, но может действительно помочь в решении серьезных вопросов или подсказать верное поведение. Подобные знамения относятся к так называемым эйдетическим предсказаниям.
Эйдетическое видение означает способность интуитивного постижения форм и цветов и их ассоциативной интерпретации. Иными словами, анализ увиденного проходит не на логическом уровне. Человек, занимающийся эйдетическим предсказанием, ошибочно полагает, что объективно прочитывает символы неясных форм. На самом деле он привносит в них мир собственных представлений и напрасно думает, что непредвзято истолковывает символы, — в этот момент он подключает подсознание, которое и дает искомый совет. На этом принципе основан тест Роршаха, или тест на чернильную кляксу, используемый психологами и психотерапевтами. Не случайно на храме Аполлона в Дельфах было начертано: «Познай самого себя».
На более высоком уровне, по сравнению с эйдетическими предсказаниями, стоят предвидения. Речь идет о выключении обыденного сознания и перехода исключительно на подсознательный уровень восприятия. Средневековые маги и более поздние ясновидцы, как доктор Айзенбарт, доктор Фауст, профессор Бейрейс, Калиостро, а также современные вещуны и ясновидящие, охотно прибегают к помощи кристальных шаров, затемненных «магических зеркал», сосудов с водой, меченых спиралей или же облаков. Если пристально смотреть на эти объекты до тех пор, пока их очертания не начнут стираться, то можно многое увидеть. Это состояние самогипноза, при котором будничное сознание отключается не полностью, но вытесняется на периферию. Наряду с отвлечением повседневного зрительного восприятия в этом случае полезно переключить и слух, например, посредством медитативной музыки или заклинающего звучания ритмических инструментов, и обоняние, например, с помощью благовоний. Радикальным средством выключения логического мышления является употребление опьяняющих или галлюциногенных препаратов.
Поэты находили здесь источник вдохновения, художники — излюбленный сюжет: священный родник Касталии, где совершала очистительные омовения жрица оракула Пифия перед тем как войти в святилище Аполлона. На огромном алтаре в Сиракузах тиран Гиерон II ежегодно приносил в жертву богам по 450 быков.
Однако состояние транса — это не просто способ самопознания. Большая часть прогнозов Пифий рождалась именно в таком состоянии сознания. Имеются указания, что древнегреческие служительницы оракула продвинулись еще дальше, и можно провести параллели с магическими техниками различных времен и народов — «путешествиями в области духа». Шаманы, средневековые «ведьмы» и «колдуны», а также «маги» удивительно похоже описывают подобные путешествия в «подземный мир», в «срединный мир» и «мир горний», то есть в духовные или «небесные» сферы.
Скандальную известность приобрели рекламные методы хирурга д-ра Айзенбарта. Был ли исторический доктор Иоганн Фауст магом, заключившим союз с дьяволом, или ясновидящим, исследовавшим скрытые возможности человеческого духа методом самогипноза?
В отличие от видений в трансе, которые прокручиваются перед духовным оком визионера подобно фильму (или пленки с записью), путешествующий в духе активно участвует в происходящем. Медитируя, он устремляется в иные сферы через «ворота»: в таттвических путешествиях индусов это длительное созерцание раскрашенных досок (мандал), у шаманов — воображаемая щель в земле (для перехода в нижние миры), поднимающийся дым или нить, ведущая в небо (для перехода в миры высшие). В духовных странствиях человеку приходится преодолевать психическое, интеллектуальное и физическое сопротивление, например, стены или стражей — до тех пор, пока он не встретит существ, которые помогут ему словом и делом или же откроют пророческую истину.
В этой связи чрезвычайный интерес представляют древнегреческие оракулы из Эфира (Феспронтия), ныне небольшой деревушки под названием Месопотамон. Там существовал «вход» в подземный мир. В месте, где Коккитос впадает в реку мертвых Ахерон у болотистого Ахерусийско-го озера, сегодня почти заросшего, древние организовали под землей нечто, что поразительным образом напоминает описания путешествий в подземный мир. Кажется, что здесь намеревались соорудить декорации, которые позволили бы современникам ощутить себя в запредельных сферах.
Ищущим пророчеств, прежде чем предстать пред оракулом, предстояло сначала просидеть в одиночестве, взаперти в полной темноте в течение 29 дней — от новолуния до новолуния. За это время им регулярно предлагали гашиш, паровые ванны, старались напугать до холодного пота, сажали на строгую диету и, кроме того, заставляли проходить непонятные ритуалы и слушать напоминающие заклинания рассказы о душах умерших, — все эти мероприятия готовили человека к предстоящей встрече с духом предка. Затем предстояло пройти через подземный лабиринт — в гадес, царство мертвых, в камеру в скале, изнутри выложенную кирпичом. Впоследствии археологи обнаружили в ней метровый слой гумуса, образованного кровью жертвенных животных. Пришедший останавливался перед отверстием в земле, непосредственно над гадесом. Жрецы издавали жуткие звуки и спускали сверху тяжелый железный котел, в котором находился вещающий дух предка.
Можно ли доверять видениям и подобным путешествиям? Правда ли, что людям, обладающим особенными медиумическими способностями, удавалось вступать в телепатические контакты с настоящими духами или впускать их в себя, чтобы потом говорить их голосами?
Скептик усомнится. Поэтому первым делом хочется абстрагироваться от личности провидца или провидицы и попытаться приобрести собственный опыт сверхчувственного восприятия. При этом давно подмечено, что эксперименты со сном являются более легким способом достижения цели, нежели транс. Правда, здесь человеку требуется определенное руководство. Древнегреческие жрецы подстраховались и тут: с IV в. до н. э. в Оропе и Эпидавре были открыты храмы сна. Храм в Эпидавре был посвящен Асклепию (в Древнем Риме Эскулап), богу врачевания, и там, соответственно, практиковалось лечение сном под наблюдением жрецов. В Оропе (50 км севернее Афин) огромный спальный зал, амфиарейон, служил целям прорицания. Сотни людей приходили сюда в надежде приобщиться тайным знаниям. Жрецы помогали посетителям перейти в страну грез, окуривая их благовониями, произнося магические заклинания, иногда предлагая индийскую коноплю, опиум и другие галлюциногенные средства. Посетители покоились в гробах в течение многих дней, пока один из жрецов не будил кого-то из них и не спрашивал о пережитом, после чего комментировал сновидения.
Другие попытки демистифицировать феномен пророчествования заключаются в «объективации». Данный способ в принципе ошибочен хотя бы потому, что предполагает использовать рациональный метод познания паранормальных явлений. Многие тома потребовались бы, чтобы только описать наиболее важные элементы техники. Чем не пришлось бы заниматься: от поиска нужных мест в книгах, начиная со времен Средневековья, до изучения сотен способов гадания на картах; от магии чисел — до в высшей степени сложной каббалистической акробатики чисел, основанной на числовом значении букв древнееврейского алфавита. Сюда же следует отнести и древнюю азиатскую гадательную книгу И-цзин, превратившуюся за тысячелетия в законченную философскую систему.
В стране снов
Подход к феномену прорицания с точки зрения объективации годится, пожалуй, для объяснения хиромантии, или гадания по ладони, и астрологии. В обоих случаях делается акцент на связь судьбоносных событий в жизни человека и фиксированных явлений.
Осмысленных комментариев статистических данных, добываемых объективно воспроизводимыми методами, например, астрологическими вычислениями или гаданием на картах, можно ожидать только в двух случаях: либо интерпретатор является провидцем и благодаря уникальному комбинированию символов осознанно или неосознанно привносит в толкование произвольных данных свой личный сверхчувственный опыт; либо значения, полученные статистическим путем, в самом деле находятся в причинной связи с будущим конкретного человека. Во втором случае вопрос адресуется уже не столько провидцу, сколько в его лице специалисту по математической статистике, экономическому анализу, метеорологии, ибо здесь вера в провидческие способности уступает науке. И здесь можно говорить уже не о пророчестве в буквальном смысле, а об анализе тенденций развития, об изучении будущего, или футурологии. Ведь человеку всегда хотелось знать, что ему уготовлено завтра.