Tайны мира
Ведьмены узелки и вера в духов
Правда ли, что фигуры на шнурках стары как мир? Во всяком случае, такого мнения придерживаются обитатели островов Гилберта в юго-восточной Микронезии. Народам христианских стран известны лишь несколько шнурковых фигур, которые дети используют при игре «в веревочку». Различные племена, до сих пор живущие в естественных условиях, все еще очень серьезно относятся к вязанию узелков и веревочных фигур, а сам процесс вязания у них сопровождается древними магическими формулами. Отчасти шнурковая магия связана с культом духов или мифическими преданиями: эскимосы испытывают страх перед духом фигур из веревки, другие самобытные народы, напротив, вяжут такие фигуры в качестве подношения богам.
Старая индианка тщательно проверяет, годится ли данный шнурок для плетения фигур. На сегодняшний день этнологам известны приблизительно 3500 шнурковых фигур. Индейцы североамериканского племени навахо считают, что плести фигуры их научило племя людей-пауков.
Островное государство Науру даже печатает почтовые марки с изображениями веревочных фигур. Сплетенная нить изображает гамак. У примитивных народов Океании, где традиционные привычки и религии ничуть не утратили своего значения, узелковая магия распространена особенно сильно.
В 113-й суре Корана читаем: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Скажи: «Прибегаю я к Господу рассвета (подразумевается зарождение познания после периода неведения)... от зла дующих на узлы». Современные комментаторы Корана интерпретируют данный текст как наглядный пример колдовства. В старых комментариях, напротив, принято считать, что здесь говорится о волшебницах, которые плетут магические узелковые фигуры, затем дуют на них, бормочут формулы заклинаний и таким способом призывают беду. Это было обычной практикой в Аравии доисламского периода. Сегодня в арабском мире уже, да и у христианских народов, не найдешь человека, знакомого с этим видом шнуркового колдовства. Но в тех местах, где монотеистические религии не вытеснили природные культы, древние магические и мифические традиции из обиходного сознания, люди и сегодня плетут волшебные узелки, нередко представляющие собой достаточно сложные конфигурации. Этот обычай сохранился у эскимосов, индейцев Северной, Центральной и Южной Америки, у всех африканских народов, у островных народов Океании, у коренных жителей Австралии и Восточной Азии, включая Японию. Во многих случаях фигуры на шнурках и здесь служат лишь для забавы детей и взрослых. Однако часто можно слышать, как аборигены, растягивая на пальцах руки фигуру из связанного кольцом шнурка, произносят древние заклинания. Шнурковая магия особенно развита на разрозненных островках Меланезийского архипелага, Микронезии и Полинезии, а также у индейцев обоих Американских континентов.
Этнологам на сегодняшний день известны приблизительно три с половиной тысячи таких фигур. Материал на сегодня используется более или менее одинаковый: это простая бечевка, концы которой связываются, или спаянный синтетический шнурок. В прежние времена дикие народы для составления магических узоров брали жилы животных, кишечные струны, связанные или сплетенные растительные волокна, а иногда длинные пряди человеческих волос.
Бывает, что ритуал связан с культами духов или мифическими преданиями. Так, эскимосы Аляски верят в духа сплетенных фигур и очень его боятся, так как он способен угрожать их жизням. Если кто-либо чересчур долго играет в веревочки или делает это в запрещенное время, то перед палаткой или чумом можно слышать характерное шуршание, а внутри жилища в это время свет ламп медленно тускнеет. Посвященные знают: то приближается дух плетеных фигур. Он вырвал внутренности из своего древнего высохшего тела и теперь сам плетет фигуры из высушенных кишок. При этом он производит шум, похожий на шуршание пергамента.
Эту оригинальную фигуру можно сплести только с помощью партнера. Дети попеременно растягивают бечевку вдоль и поперек, подражая работе пилы. Навыки узелкового плетения передаются детям.
Эскимос по имени Алак с реки Ноатак поведал нам, как выглядит дух плетеных фигур. Дух явился одному из двух «недоверчивых» мужчин, которые считали его сказочным персонажем. Сперва дух напустил тумана, затем появился самолично в облике древнего мужчины. Двум присутствовавшим при этом шаманам удалось прогнать дух прежде, чем тот смог бы парализовать и убить недоверчивых единоплеменников. «Парализовать» и «убить» — эти слова заставляют вспомнить тактику пауков. Любопытно, что индейцы племени навахо, проживающие на северо-западе США, верят, что узелковое плетение было изобретено в незапамятные времена мифическим племенем людей-пауков, а они уже научили этому других людей. Немало народов плетут фигуры из шнурков, чтобы преподнести их божествам. А жители островов Гилберта в Микронезии, к примеру, убеждены, что эти фигуры стары как мир. Точные взаимосвязи удалось установить чете этнологов Мауде, частично опиравшихся на записи исследователя религиозных и магических ритуалов А.Ф.
Дар, обеспечивающий доступ в иной мир
Гримбла: «Когда в начале мирозданья небеса были отделены от земли, полубог На Убвебве встал и, пока небо медленно поднималось, связал последовательно одиннадцать узелков». На островах Гилберта они известны до сих пор, и супругам Мауде удалось зарисовать десять из них.
На Убвебве считается отцом узелкового плетения. Он разработал его в первые дни мира, и впоследствии настаивал, что каждый человек, попав после смерти в загробное царство, овладеет плетением некоторых фигур. По смерти жителя островов Гилберта устраивается соответствующая церемония, во время которой в момент совершения ритуала «табе-ату» (выпрямление головы у трупа) приходит «выравнивающий путь» и вяжет пять фигур. Тем самым он готовит умершего к переходу в потусторонний мир. Дух умершего вскоре после кончины отправляется в долгое путешествие на север от атолла к атоллу, пока, наконец, не достигнет острова Макин. Там он обращается в сторону запада и устремляется навстречу землям предков — Нейнеаба и Боуру. По дороге встречается с Ней Карамакуна, женщиной с птичьим клювом, которая выклевывает его татуировки, а если он не татуирован, его глаза. Чуть позже он встречает духа умершего На Убвебве, который демонстрирует перед ним приемы узелкового плетения. Дух должен тут же их повторить, причем без ошибок, иначе он не сможет пройти, поскольку запутается в узелках и будет связан ими навечно. Серия фигур начинается и заканчивается с простого узора, названного по имени На Убвебве.
До сих пор коренные народы Австралии придают узелковым фигурам большое магическое значение. Довольно сложный кодекс поведения этих народов оговаривает ситуации, когда мужчине дозволяется прикасаться к петле на шнуре женщины и наоборот, а также, какие последствия ожидают человека в случае нарушения запрета. Шкала дозволенных поступков включает многое: от простого флирта и тайных соглашений до ворожбы и любовной магии. Если мужчина посылает женщине шнурок с петелькой и любовную песню, то она не может устоять перед заключенными в них чарами и при первой же возможности должна к нему явиться.
Особенно беззащитны перед узелковой магией члены австралийского племени вадаман, которое обитает в западной части полуострова Арнемленд. Магия действует на них исподволь, так что пострадавший часто ничего не подозревает. Незамужняя девушка, сидя у общего костра, плетет фигуру: ее тень способна через ноги проникнуть в тело желаемого мужчины. Мужчина также может добиться внимания женщины с помощью узелковой магии.
Этот способ любовного опутывания особы противоположного пола можно было бы назвать «заигрыванием», если проигнорировать глубокий мифический подтекст. Что европейцем воспринимается как оригинальный обычай, достойный сохранения элемент фольклора или просто как суеверие, для некоторых примитивных народов до сих пор — серьезный магический ритуал, таинственный и понятный только посвященным. Почему у некоторых жителей Новой Гвинеи в домашних садах все еще можно видеть прикрепленные на деревьях или лежащие на земле шнурки с заплетенными петельками, образующими обусловленные фигуры? Они призваны обеспечивать плодородие. Зачем индейцы племени вайлаков из Калифорнии завязывают на животе беременной женщины определенную фигуру? Она должна предсказать пол будущего ребенка. Почему некоторые племена и народы держат в строгом секрете веревочные фигуры и особенно способ их завязывания и тексты, которыми сопровождают этот процесс? Только потому, что на переходе к третьему тысячелетию в них все еще живо чувство таинственного и священного.