Tайны мира
Места воспетые Эддой
Долины, покрытые темно-зеленой растительностью, пестрые склоны гор, сверкающие потоки, черные разливы лавы, гигантские ледники и вулканы Исландии сегодня напоминают девственный, первобытный ландшафт. На острове огня и льда человек всегда жил в страхе перед разрушительными природными катаклизмами.
Эдда — великое мифическое повествование в стихах, созданное предками германцев, рассказывает о богах и демонах, о великанах и карликах. Она описывает трагические и комические приключения и повествует о сотворении и закате мира. Образы Эдды незабываемы: отец богов Один, мать богов Фригг, бог грома Тор или Донар, мирное божество Фрейр, солнечное божество Бальдр, Локи — хитрый бог огня, богиня любви и плодородия Фрейя или богиня мертвых Хель. Мир Эдды населен могущественными демонами, земляными и ледяными великанами, карликами или черными альфами, а также добрыми воздушными духами и светлыми эльфами, которые продолжают жить в облике фей и эльфов.
Существует два списка Эдды, так называемая прозаическая, или Снорри-Эдда, и песенная Эдда. Одна записана в 1230 г. исландским поэтом, политиком, судьей и историком Снорри Стурлусоном. Он собрал воедино древние саги о богах и некоторые фрагменты песенной Эдды. Другая представляет собой собрание различных древних песен о богах, появившееся после 874 г. — начала колонизации Исландии и законченное примерно в начале II тысячелетия. Содержание обеих Эдд в основном совпадает, но в некоторых деталях они расходятся. В обоих списках действия разворачиваются в одних и тех же фантастических местах. Немецкий исследователь Эдд Вильгельм Вэгнер в 1894 г. высказал сожаление по поводу того, что в отличие от греческих, римских и всех других сказочных циклов, места действия скандинавских преданий все еще не установлены. Но он надеялся, что когда-нибудь это произойдет. Асгард, родовой замок богов, пламенный город дочери великана Герды, миры исполинов и карликов, путь в преисподнюю, который проходил по мифическому мосту Гьёллю, сам подземный мир или место гибели богов — было ли все это на самом деле?
Немецкому исследователю мифологии Вальтеру Ханзену удалось установить места описанных событий. Он стал первым ученым, кому пришло в голову провести тщательное сравнение древних текстов, зачастую изобилующих таинственными оговорками, и все содержащиеся в них скрытые намеки на природные феномены, с многочисленными описаниями подобных явлений в научной литературе. Результат был поразительным: прямо на письменном столе родилась карта мифологических событий, а посетив Исландию несколько раз, Ханзен обнаружил, что доказательств его предположениям более чем достаточно.
Карта мифологических событий
Прежде всего, город богов Асгард... В Эдде упоминается, что поднаторевший в колдовстве великан воздвиг его с помощью коня Свадильфари. Город-крепость состоял из нескольких ярусов. Верхний — жилище Одина — назывался Валаскьяльфом и был покрыт серебряной крышей. Над ним возвышалась охотничья вышка Одина — Хлидскьяльф. Жилища богов — Брейдаблик, Глитнир и Бильскирмир — образовывали одну неприступную крепость, куда можно было попасть только через западные ворота. Перед Асгардом простирался «тун», вечнозеленый луг асов.
В Исландии еще можно ощутить зловещие стихии природы в их первозданной мощи. Повсюду кипит и клокочет: горячие источники бьют из беспокойной земли, выбрасывая клубы серных испарений. Как тут не вспомнить силу поэтического слога и первобытную мощь языка Эдды? Дикая, суровая природа Исландии была домом древнескандинавских богов. Здесь змей Мидгора лег Мировым океаном, окружив собой царство людей; здесь волк Фенрир убил отца богов Одина; здесь бог-громовержец Тор насмерть поразил множество великанов.
Крайне редко показывает свой норов плоский вулкан Гекла. Ни туман, ни облака не мешают любоваться величественной горой, возвышающейся среди лавовых полей. В его кратере, по преданию, находился вход в подземный мир. Этим образом впоследствии воспользовались и христианские церкви.
Асгард — сверкающий город богов
Согласно саге, между Асгардом и страной великанов протекала пограничная река Ифинг, о которой песенная Эдда рассказывает: «Через все века она течет открыто, ни разу лед не сковывал ее берега». Речка, которая не замерзает в холодные исландские зимы, заключил Ханзен, не может быть обычным потоком. Но западнее и юго-западнее Хердубрейда расстилается один из наиболее крупных в мире застывших потоков лавы.
По ту сторону пограничной реки Ифинг лежит мир каменных исполинов. Ханзен отождествляет их с широкой скальной долиной Дингьуфьялладалур. Даже просвещенный человек нашего времени без труда разглядит в этих скалах фигуры и лики бесчисленных каменных великанов. Разумеется, в легенде описываются детали, в частности, щит, брошенный на землю великаном Хрунгниром. Недалеко от этого места находится Гриоттунагард, черная крепость великанов на скале, и, наконец, по соседству останки Мёккуркальфи, глиняного исполина, который, согласно саге, встал на сторону Хрунгнира. Ханзен с воодушевлением сообщает, как ему удалось найти щит богов непосредственно южнее Дингьуфьялладалура. Им оказался так называемый щитовидный вулкан, который исландцы до сих пор называют Трёлладингья (Щит великана). Такие вулканы образуются в результате растекания потоков очень жидкой лавы в разные стороны от центрального кратера. Но чтобы на вершине щитовидного вулкана возвышалось необычное по виду крупное скальное образование — останки убитого великана, — такое явление можно, по-видимому, назвать уникальным. И мы можем наблюдать его на Трёлладингья.
...можно узнать только из третьих уст
В непосредственной близости с этой горой из ровного лавного покрова выступает черная и грозная легендарная крепость-скала Гриоттунагард. Рядом со щитом Хрунгнира тянется горный хребет, образованный некристаллизовавшейся лавой, по цвету и структуре напоминающей размятую глину — ну чем не останки глиняного великана!
На северной оконечности страны каменных великанов, согласно саге, находился пламенный город прекрасной Герды. Чтобы защитить Герду, ее отец, земляной исполин Гимир, запер ее здесь в кольце трепещущего пламени. Руки Герды настойчиво домогался миролюбивый бог Фрейр. Он послал к Герде Скирмира в качестве посланца любви. Путь посланца из Асгарда на север пролегал через влажные горы и местность, где жили пастухи. Там стояла пламенная крепость Герды, о которой миф сообщает: «О доме покоя можно узнать только из третьих уст». Присутствие пастухов навело Ханзена на мысль о пастбищных угодьях. В древней Исландии пастбища встречались крайне редко. К северу от Хердубрейда до наших дней сохранился только один большой пастбищный участок — это земли вокруг озера Миватн (Комариное озеро). Однако в древние времена сюда и в самом деле вела дорога для верховой езды, проходившая через «влажные горы», то есть через холмистую область Намафьялл.
Щитовидный вулкан Хердубрейд был воспет сочинителями Эдды как город богов Асгард. Путь Хермодра в подземный мир прошел через Эльдгью — трещину, образованную извержением вулкана.
«Огненное кольцо», с точки зрения геологов, позволяет говорить о так называемом кольцевом вулкане. И действительно, посредине зеленых пастбищ высится красивый кольцевой вулкан в районе Миватна. Его имя Хверфьялл.
Тот же метод истолкования позволил Ханзену найти страну Химира и ее ледяных гигантов. Она лежала в ледниковом котле Торсмёрк, речной долине, усеянной каменными глыбами. Торсмёрк тянется до южной оконечности острова.
Остался еще мир карликов, черных альвов. Ханзен считает, что их следует отождествлять с горами Дингьюфьёлл, крупнейшим вулканическим массивом Исландии, высящимся посреди Пустыни злодеев. Окончательной уверенности у него нет: сильное извержение 1875 г. сказалось в радиусе более 12 км и заметно изменило местность. Тем не менее сохранились доказательства в пользу гипотезы о существовании здесь страны карликов. В центре вулканического массива лежит Аскья, огромный коробоподобный («Аскья» означает «коробка») обвалившийся кратер. Длина его окружности составляет 8 км. Дно кратера усеяно золотистой пемзой, можно утверждать, что она лежала здесь и до 1875 г. В глубине Аскьи раздаются зловещие вулканические шумы, будто там работает подземная кузница. По-видимому, и это явление наблюдалось задолго до 1875 г. Эдда описывает альфов как подземных мастеров. К тому же в легенде сообщается о золотом блеске (аурвангр) их царства. И, наконец, мрачные карлики обитают в темных пещерах и гротах, коих полно в горах Аскья. Но самой важной приметой страны карликов служит гора из полудрагоценных камней, которую охранял дракон. После многолетних поисков Ханзен нашел её, хотя она не была нанесена ни на одну карту. Необычная гора состояла из черного вулканического стекла — обсидиана. Сокровища карликов стерег дракон, и перед Ханзеном гора предстала в образе страшного существа.
Старшая Эдда возникла между IX и XII вв., но впервые была записана лишь около 1270 г. Собранные в ней саги о богах и героях многие исландцы и сегодня могут прочесть на языке оригинала.
Истолкование текстов саги через природные явления
Одним из центральных повествований Эдды является история убийства солнечного бога Бальдура, означавшее грехопадение богов, предзнаменование конца мира. Слепой бог Хёдур по наущению Локи убил Бальдура веткой омелы. Этому преступлению предшествовали провидческие сны Бальдура. Отец богов, Один, направился в Нифльхель, царство богини мертвых Хель, к восточному склону могильного холма, где покоилась провидица Вала. Один вызвал душу провидицы и высказал ей свою тревогу. В ответ Один услышал только подтверждение, что Бальдур будет убит, и его душа должна перейти в царство богини Хель. Ханзен исходил из того, что Бальдур был злодейски убит на поле Ида перед Асгардом, где проходили боевые состязания богов, то есть в оазисе у подножья Хердубрейда. Оттуда его душа двинулась через глухие долины до реки Гьёлл, затем перешла через мост Гьёлл и наконец продолжила путь по подземному миру. Один послал своего быстроногого сына Хермодра за душой брата, чтобы привести ее обратно. Путешествие Хермодра дает ясные отправные точки для того, чтобы проследить географию пути в подземный мир. Они позволили Ханзену без особого труда опознать в каньоне реки Гьёлл самую протяженную в мире трещину, произведенную извержением вулкана Эльдгья. Она протянулась по южной части Исландии на 30 км. Глубина расщелины местами доходит до 150 м. Расщелина образовалась в 940 г. В ней можно обнаружить и мифический мост Гьёлл — весьма примечательный природный памятник, который в действительности представляет собой широкий скальный свод, повисший над двойным водяным каскадом.
После того как расшифруешь многочисленные приметы, сознательно вставленные в текст сочинителями Эдды, то подземный мир автоматически предстает в образе окутанной туманами вершины с четко обозначенным кратером — «пещерой Гнипа», окруженной «плотной, свалявшейся массой, напоминающей водоросли, которая как будто выливается из отверстий на склонах и обволакивает холмы и отвалы». Геолог без труда узнает в этой массе застывшую лаву, которая в Исландии в самом деле напоминает водоросли, потому что на ее поверхности растет зеленый мох и голубоватый лишайник. Посредине самого широкого поля, образованного такой лавой, высится вулкан Гекла с характерным кратером. Однако древнее название «Гекла» переводится как «колпак», «капюшон» в смысле облачного или туманного покрова — вершина вулкана почти всегда скрыта в облаках. Кратер Геклы должен быть входом в подземный мир. Как ни странно, но именно так его воспринимали христианские толкователи мифов с XII по XVII в. Еще в 1616 г. астроном Давид Фабрициус писал в одном из своих сочинений: «Бытует поверье, будто в горе Гекла находится ад, место, где души проклятых претерпевают мучения на раскаленных углях...» nbsp&
Область в топкой холмистой местности вокруг Комариного озера могла быть некогда огненным городом Герды, дочери великана. Возможно, крепостью служил ныне замерзший, но когда-то огнедышащий кольцевой вулкан?
Из талой воды одного из рукавов ледника появился первый великан, шестиголовый Аургельмир. «Плотная, свалявшаяся масса, напоминающая водоросли», окружает вход в подземный мир Эдды. Вулканические испарения воспринимались как признак существования под землей страны карликов.
Ханзен идентифицировал почти все классические места действий, описанных Эддой. Однако остается открытым один существенный вопрос, касающийся сумерек богов. Ответ пришел быстрее, чем ожидалось. Раздор, спровоцированный почитателями древних богов и проповедниками христианства, привел около 1000 г. к тяжелому религиозному кризису. К тому же страну потрясли вулканические извержения чудовищных масштабов. Природные катастрофы вызывали ассоциации со Страшным судом. Представители обеих партий — приверженцы германских богов и новообращенные исландские христиане — усмотрели в этих бедах возмущение небес по поводу уклонения от истинной веры (каждая партия относила это на счет противников), однако скоро оба лагеря сошлись во мнении, что страшные события знаменуют «сумерки богов», закат мифической эры. Ханзен детально сопоставил описание сумерек богов в Эдде с историческими извержениями вулканов в наиболее густонаселенном юго-западном районе Исландии, датируемых примерно 1000 г. Так, на основании четких примет ученый отождествил одетый в ледяной панцирь вулкан Катла, извергающий на большую высоту грибовидное облако, — с древом-ясенем Игдрасиль; мощное извержение вулкана Гекла и вызванное им землетрясение, по-видимому, разорвало оковы Локи, который находился поблизости — у Трёлльконулаупа; в застывших потоках лавы вулкана Хеллисхейди — Настранде или Береге мертвых, согласно саге, погибали убийцы, клятвопреступники и прелюбодеи; а островом огненного великана Суртура оказался небольшой клочок земли, порожденный на какое-то время извержением морского вулкана у островов Вестманнаэйяр. В 1963 г. по имени этого великана был назван еще один островок вулканического происхождения — Суртсей. Наступил рагнарёк, близился к закату мир германских богов, чьи почитатели, вероятно, исчезли навсегда в конце XIII в.