Tайны мира
Эмансипация героя
Одиссей — одна из самых известных и ярких фигур в мире античной мифологии. Особенно знамениты те десять лет, в течение которых он добирался после Троянской войны на родную Итаку. Во время скитаний, когда ему пришлось пережить множество опасных приключений, славный герой проявил не только отвагу, но в первую очередь ум и хитрость, а также коварство. Если в «Илиаде» Гомер изобразил великолепных, героических воинов, во всем послушных богам, то герой «Одиссеи» сам распоряжается своей жизнью. Мог ли великий греческий поэт быть автором двух столь различных монументальных произведений?
Одиссей, сын Лаэрта, один из самых знаменитых героев греческой мифологии, изображен на рельефе V в. до н. э. Он был царем прекрасного острова Итаки. Чудесной сказкой звучат бессмертные эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Афина Паллада, в греческой мифологии любимая дочь Зевса, символизирует превосходство духа над грубой силой. Богиня мудрости и справедливой войны постоянно покровительствует своему любимцу, никогда не покидает хитроумного Одиссея, помогая ему советом и делом.
Славное имя мое ты, циклоп, любопытствуешь сведать, С тем, чтоб, меня угостив, и обычный мне сделать подарок? Я называюсь Никто; мне такое название дали мать и отец, и товарищи все так меня величают.
Этот «Никто» — один из греческих царей, возвращающийся после долгих и опасных странствий на родину. Достигнув наконец желанной цели, он договаривается с пастухами и с их помощью, под видом нищего оборванца, крадучись, пробирается в свой собственный дворец, где тем временем ни больше, не меньше как 108 женихов домогаются руки его супруги и проматывают его добро. Сомнительный герой, скажете вы?
Однако, представ перед нами таким жалким, он все равно остается славным Одиссеем, сыном досточтимого царя Лаэрта, повелителем Итаки, победителем в Троянской войне, еще более сильным и отважным, чем другие современные ему герои Эллады. Давайте же вспомним его историю, полную невероятных приключений.
После победоносного завершения Троянской войны греческие воины, сражавшиеся вместе с Одиссеем, возвращаются в родные края. Самого Одиссея буря забрасывает на остров Огигия, где он попадает в плен к нимфе Калипсо, возмечтавшей заполучить его в мужья. Но Одиссей непреклонен — он тоскует по своей супруге Пенелопе. По просьбе Афины Калипсо в конце концов отпускает Одиссея. Однако на него гневается бог Посейдон, превращая путь на родину в полное опасностей и соблазнов длительное странствие.
На Итаке и сегодня есть такие уголки, которых, казалось бы, не коснулось время. Около 3000 лет назад на этом живописном острове должен был стоять дворец царя Одиссея. Здесь, по преданию, 20 лет его дожидалась прекрасная и верная супруга Пенелопа. Когда после Троянской войны и долгих странствий Одиссей наконец возвратился на родину, его никто не узнал. Под видом нищего оборванца он пробрался в свой дворец, где алчные женихи домогались руки его супруги и проматывали его добро.
Пенелопа, верная жена Одиссея, и выросший к тому времени его сын, двадцатилетний Телемах, уже давно потеряли надежду дождаться его. Толпы женихов с Итаки и соседних островов, считая Одиссея погибшим, бесчинствовали в его доме и домогались руки предполагаемой вдовы. Видя, как женихи оскорбляют мать и истребляют наследственное имущество, а слуги вышли из повиновения, Телемах отправляется за сведениями об отце к его соратникам по Троянской войне — в Пилос к Нестору и в Спарту к Менелаю. Ему удается узнать лишь то, что несколькими годами раньше Одиссей находился в плену у нимфы Калипсо.
Но Одиссей, бежавший от Калипсо на самодельном плоту, попал в страшную бурю и только с помощью богини Левкофеи в конце концов достиг берега острова Схерия, где живет безмятежный и гостеприимный народ феаков. По подсказке богини Афины Навсикая, прекрасная дочь мудрого царя Алкиноя и его жены Ареты, находит обессилевшего, покрытого тиной и грязью, спящего в кустах Одиссея, немедленно влюбляется в него и приводит в отцовский дворец. Там Одиссей рассказывает феакам о своих странствиях и приключениях. О том, как после победы над троянцами он со сподвижниками на нескольких кораблях попал сначала в город Исмар, где жили киконы. Тут они похозяйничали, как настоящие пираты: мужчин перебили, добычу поделили, а женщин взяли в плен. Однако на выручку соплеменникам подоспели киконы из других городов и обратили в бегство многих спутников Одиссея. Лишь по шесть человек на каждом корабле сохранили верность Одиссею. Они поспешно покинули Исмар, на короткое время задержались в стране лотофагов, мирного племени, питающегося плодами лотоса, и затем попали в царство циклопов, жестоких одноглазых великанов.
Одиссей рассказывает о своих приключениях
Здесь они становятся пленниками страшного циклопа Полифема, для которого они — всего лишь живые съестные припасы. Двух спутников Одиссея циклоп проглотил в тот же вечер, еще двоих съел на завтрак. Одиссей замыслил побег из страшной пещеры. Сначала он хотел убить спящего великана его же мечом, но тот завалил вход в пещеру огромными каменными глыбами. Тогда Одиссей прибег к хитрости. Он угостил Полифема вином, и когда тот выколол ему единственный глаз заостренным раскаленным колом. На рев ослепленного великана сбежались соплеменники и, сгрудившись перед пещерой, спрашивали собрата, кто его обидел.
Мстительный бог морей Посейдон наслал на плот Одиссея бурю. Тогда на помощь герою поспешила Левкофея, морское божество. Она бросила ему свое покрывало, с помощью которого он добрался до берега.
«Им отвечал он из темной пещеры отчаянно диким ревом: «Никто! Но своей я оплошностью гибну. Никто бы силой не мог повредить мне».
Полифем ответил так, потому что хитроумный Одиссей так назвался. Но соплеменники поняли его по-своему. «Если никто, для чего же один так ревешь ты? Но если болен, то воля на это Зевеса, ее не избегнешь. В помощь отца своего позови, Посейдона владыку», — отвечали циклопы и пошли прочь от пещеры.
И тогда Одиссей придумал, как выбраться на волю. Он и его еще не съеденные спутники вцепились в густую шерсть на брюхе баранов, которых Полифем выпускал по утрам на пастбище. Великан ощупывал спины баранов — не сидят ли на них пленники, но под брюхом искать не догадался. Так спаслись итакийцы. А Полифем жаловался: «Горе! Пророчество древнее ныне сбылось надо мною; некогда был здесь один предсказатель великий и мудрый, телам, Евримиев сын, знаменитейший в людях всевидец; жил и состарился он, прорицая, в земле у циклопов. Ведая все, что должно совершиться в грядущем, предрек он мне, что рука Одиссеева зрение мне уничтожит. Я же все думал, что явится муж благовидный, высокий ростом, божественной силою мышц обладающий смертный... Что же, меня малорослый урод, человечишко хилый зренья лишил, наперед вероломно вином опьянивши...»
За десять лет скитаний Одиссея забрасывало в разные страны. Гомеровский герой воплощает черты ионийского мореплавателя начальной эпохи греческой колонизации Средиземноморья, который с ненасытной любознательностью познавал неведомые ранее края.В прежний образ человека античности, каким он предстает в «Илиаде», Одиссей явно не умещается. Он не величественный герой, а человек со своими слабостями.
На острове Эя волшебница Кирка превратила спутников Одиссея в свиней.
Великан швырнул вслед кораблю с беглецами две каменные глыбы, но камни не достигли цели. Герои попадают на остров бога ветров Эола, где гостят месяц. На прощанье Одиссей получает в подарок мех, в котором завязаны ветры. Попутные ветры быстро приближают флот Одиссея к Итаке, но тут завистливые спутники развязывают мех, предполагая, что там золото. Вырвавшиеся на свободу ветры гонят корабли прочь от Итаки. Сначала их снова прибивает к острову Эола, который отказывает Одиссею в дальнейшей помощи. После нападения на флот Одиссея лестригонов — великанов-людоедов — из 12 кораблей спасается лишь один. На нем горстка мореплавателей пристает к острову Эя, где царит волшебница Кирка, умеющая превращать людей в животных. Спутников Одиссея она превращает в свиней. Самому Одиссею удается избежать этой участи благодаря чудодейственному корню «моли», полученному от бога Гермеса (Эрмия). Тогда Кирка понимает: «Ты Одиссей, многохитростный муж, о котором давно мне Эрмий, носитель жезла золотого, сказал, что сюда он будет, на черном плывя корабле от разрушенной Трои». Одиссей вынуждает Кирку вернуть человеческий облик его товарищам, и они счастливо живут год на ее острове.
Если до Одиссея все герои мифов были послушными игрушками в руках богов и слепо подчинялись сверхъестественным силам, то Одиссей самостоятельно принимает решения. Его геройство проистекает не от божественной или грубой силы, а от хитроумия и фантазии.
Дальнейшие скитания приводят Одиссея и его сотоварищей в царство Персефоны. Там, у границы царства теней, Одиссей по совету Кирки вызывает души многих своих воинов, а также душу своей матери. От тени умершего прорицателя Тиресия он узнает об опасностях, которые поджидают его по пути на родину: «...к острову знойной Тринакрии, бездну темно-лазурного моря измерив, корабль приведешь свой; тучных быков и волнистых баранов пасет там издавна Гелиос светлый, который все видит, все слышит, все знает. Будешь в Итаке, хотя и великие бедствия встретишь, если воздержишься руку поднять на стада Гелиоса; если же руку подымешь на них, то пророчу погибель всем вам: тебе, кораблю и сопутникам; сам ты избегнешь смерти, но бедственно в дом возвратишься, товарищей в море всех потеряв, на чужом корабле, и не радость там встретишь: буйных людей там найдешь ты, твое достоянье губящих, мучащих дерзким своим сватовством Пенелопу...» Посулив и другие несчастья, Тиресий предсказал ему, однако, «спокойную смерть в глубокой старости вдали от моря».
Год они жили счастливо...
Но прежде чем достигнуть острова Тринакия, кораблю предстояло проплыть мимо побережья, где сладкоголосые сирены завлекали своим пением мореплавателей на острые прибрежные скалы. Одиссею удалось избежать опасности, заткнув уши спутников воском, а себя привязав к мачте корабля. С помощью богини Афины корабль благополучно миновал пролив между страшным морским водоворотом Харибдой и шестиглавым чудовищем Сциллой, все же успевшим проглотить шестерых моряков. Прибыв на остров Тринакию, изголодавшиеся спутники Одиссея, несмотря на предостережение провидца, убили несколько священных коров и овец и съели их мясо. В наказание разгневанный Зевс бросает в корабль, вышедший в открытое море, молнию. Все спутники Одиссея гибнут, лишь он один спасается и после девятидневного плаванья его прибивает к острову Огигия, на котором живет нимфа Калипсо.
«Мое сердце рвется на родину, к близким, которые терзают мою душу рыданиями и жалобами». Хотя во время странствий Одиссей пережил увлекательные и опасные приключения и повидал дальние страны, его не покидало желание снова попасть в родные места.Одиссей и его спутники устояли против зазывного пения сладкоголосых сирен.
Сам ли Гомер или какой-нибудь молодой поэт его школы был тем автором, который в героическом эпосе «Одиссея» из расхожих приключенческих сюжетов о мореплавателях создал бессмертный эпос?
Оттуда Одиссей попадает к феакам, которым и рассказывает о своих злоключениях. На одном из кораблей феаки доставили героя после двадцатилетнего отсутствия на Итаку. Однако там он появился совсем не как прославленный герой Трои и долгожданный царь, супруг и отец. Ему пришлось затаиться, чтобы женихи не убили его.
Преображенный Афиной в старого нищего, Одиссей появляется в родных краях в обществе двух своих же пастухов, сохранивших верность хозяину. К этой троице присоединился сразу же по воле богов вернувшийся из Спарты сын Телемах, которому Одиссей открывается. Он проникает в свой дом, где ему приходится испытать немало унижений и издевательств со стороны женихов. Но с помощью сына и верных пастухов он вступает с недругами в борьбу и убивает всех. Затем он сводит счеты и с некоторыми родственниками женихов, пока Афина с согласия Зевса не устанавливает мир в стране.
«Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который Странствуя долго со дня, как Святой Илион им разрушен, Многих людей, города посетил и обычаи видел, Много и сердцем скорбел на морях», — так начинает Гомер свою легендарную «Одиссею».
Так как Пенелопа не могла больше противостоять назойливым женихам, она пообещала свою руку тому, кто сможет натянуть тетиву на луке Одиссея. Переодетый нищим Одиссей схватил свое старое оружие и перебил соперников, прежде чем жена успела опознать его.
В отличие от всех предшествующих мифов, главный герой «Одиссеи» вовсе не является могучим воином, который непобедим в сражениях с врагами или же, поняв безвыходность положения, пренебрегая смертью, героически бросается в бой. В Одиссее нет ничего сверхъестественного, он не лишен человеческих слабостей. Он защищается с оружием в руках, лишь когда чувствует превосходство над противником, но чаще прибегает к хитрости и интригам. Если до того эти черты и встречались в греческой мифологии, то были присущи не героям, а недобросовестным придворным или же злым волшебницам. Такие методы до Одиссея считались предосудительными и недостойными. Однако даже богиня Афина хвалила Одиссея за хитроумие и называла «образцом изворотливости».
Возвышенному характеру героев до Одиссея соответствуют бесхитростные описания подвигов. Выстроенные безупречно в хронологическом отношении, легенды и мифы шаг за шагом отслеживают жизнь и деяния царей и воителей. С Одиссеем все обстоит иначе. Сначала читатель встречает его у нимфы Калипсо на острове Огигия и сразу же снова теряет из виду, чтобы подробнейшим образом узнать о событиях на его родине. Мы узнаем о том, что сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца в Пилос и Спарту, а затем до самого конца повествования ровным счетом ничего об этом не слышим. И лишь потом читатель встречает самого Одиссея на коротком отрезке его скитаний, отнюдь не самом увлекательном. Очень небольшую (во временном отношении) частицу всей истории, пребывание в стране феаков, рассказчик начиняет изложением событий, происшедших ранее. Причем о своих знаменитых скитаниях повествует сам Одиссей. Далее следует краткое и сравнительно спокойное плавание на корабле феаков к Итаке, и только теперь продолжается прерванное в самом начале непосредственное действие на Итаке. Впрочем, ему приданы черты скорее плутовской комедии с переодеваниями, чем героического эпоса. Впервые распадается традиционное античное общество на царей, придворных, купцов и прочих горожан, служителей культа, чиновников и разного ранга слуг и презренных нищих. Изменяются взаимоотношения между различными социальными группами. Благородный царь превращается в жалкого нищего, его верными союзниками становятся свинопас Эвмей и пастух Филойтий. Благородные мужи из аристократических домов, их 108, нагло докучающие Пенелопе, показаны как тунеядцы и беспринципные интриганы.
Социальные аспекты в героическом эпосе
«Одиссея» полностью разбивает складывавшуюся веками картину мира. Родился тип нового, свободного человека. Сословное чванство так же чуждо ему, как и героический кодекс чести, не исключающий в том числе и гибели героя. Однако по-новому осознанная свобода идет еще дальше. Одиссей берет свою судьбу в собственные руки.
Он строит планы и сам же отвергает их, он хитрит и мошенничает. Он постоянно принимает самостоятельные решения. В образ античного человека, который так величественно предстает в гомеровской «Илиаде», он явно не вписывается.
И тут встает интересный вопрос: мог ли Гомер создать два таких принципиально различных монументальных произведения: «Илиаду», в традиционной манере прославляющую подвиги греческих героев в Троянской войне, и гораздо более современную «Одиссею»? Возвышенные идеалы уступают место хитроумной изворотливости. Крайне иерархическое мышление противостоит социально осмысленному человеческому идеализму.
Археологи первыми пролили свет на гомеровскую проблему. Они использовали при этом оригинальные методы, в первую очередь исследуя древнегреческие вазы. На острове Искья был найден греческий глиняный кубок приблизительно 725 г. до н. э. с образцами так называемого позднегеометрического стиля. Его украшает остроумная надпись: «Нестора кубок хорош для питья. Но будь осторожен! Кто из него отхлебнет, того бурная страсть обуяет к богине любви Афродите». Поэтический размер в точности соответствует тому, которым написана «Илиада», а намек на кубок Нестора понятен лишь тем, кто знаком с этим произведением. Это значит, что «Илиада» появилась самое позднее за несколько лет до 725 г. до н. э., потому что к этому времени она, очевидно, была уже общеизвестна. Однако около 675 г. до н. э. в Древней Греции в большом количестве появляются разнообразные вазы, украшенные изображениями сцен из мифа об Одиссее. Такое внезапное появление их в самых разных частях страны говорит о том, что «Одиссея» в это время еще у всех на устах. Едва ли она появилась раньше, чем между 690 и 680 гг. Отсюда нетрудно сделать вывод, что «Илиаду» и «Одиссею» разделяет примерно полвека.
Уже несколько лет труды современных археологов и искусствоведов издаются толстыми томами. И все больше укрепляется уверенность: Гомер не мог создать и «Илиаду», и «Одиссею». Что-нибудь одно. Великий греческий поэт жил в VIII в. до н. э. Когда же появилась «Одиссея», он, очевидно, уже давно был мертв. Но есть и такие, кто сомневается, что «Илиада» была создана одним человеком, и полагают, что ее авторами могла быть целая группа «гомеридов».