Tайны мира

Храмы в честь Бога Хроноса
Ничто так не управляет бытом, всей нашей жизнью, как время. Люди уже в доисторические времена умели вести счет дням, месяцам и годам с большой точностью. Вначале они всматривались в небо невооруженным глазом, наблюдая за Солнцем, Луной и звездами. Позже — закладывали астрономические принципы в основу своих каменных кругов, пирамид или храмов. Вплоть до недавнего времени археологи не верили, что древние были способны на такое, считая эти сооружения скорее абстрактными. Тайны древних памятников в Европе, Азии и Америке, не только служивших религиозным и культовым целям, но и игравшим роль календарей, раскрывает новая наука, вооруженная самыми современными компьютерами, — астроархеология. Время — одна из величайших тайн на свете и ключ ко многим тайнам. Многие современные физики, а наряду с ними и мистики считают, что времени как такового не существует. То, что мы называем временем, есть лишь кажущаяся последовательность движений в пространстве. Поэтому время на самом деле невозможно измерить. То, что мы наблюдаем при так называемом измерении времени, — не что иное, как изменения в пространстве. И часовая стрелка тоже демонстрирует нам только свое собственное движение. Насколько относительно само понятие времени и насколько тесно связано оно со свойствами пространства, было блестяще доказано математически Альбертом Эйнштейном еще в 1905 г. Прежде всего он отказался от общепринятого представления о пространстве, заменив его понятием искривления пространства. Представление о пространствах с нелинейными координатами ведет, конечно, к полному разрушению понятия времени. Потому-то и различные часы по законам теории относительности будут идти с разной скоростью, если они сами находятся в движении. Это естественнонаучное открытие влечет за собой целый ряд проблем, связанных с Космосом, а затем и вопрос о начале всех вещей, то есть о Творении. Впрочем, революционными идеи Эйнштейна показались лишь ученым-естественникам, которые еще со времен Ренессанса и уж, во всяком случае, Просвещения привыкли жить в обманчиво-надежном мире, где все имеет чисто механическое объяснение. Мистикам же теория относительности не открыла ничего нового. К каким бы культурным кругам они ни принадлежали, для них пространственно-временной континуум всегда был проявлением божественного начала. Ключами к такому пониманию им служили звездное небо и годичные циклы природы. Увязывая одно с другим, мистики оказывались ближе к проникновению в главную тайну Творения, выходящую далеко за рамки механистически-астрономической картины мира.
Главная тайна Творения
Не случайно во всех древних, а отчасти и в некоторых современных культурах календарю придавалось ярко выраженное религиозное значение. И опять-таки не случайно, что многие религиозные и культовые сооружения, со своей стороны, служили календарным целям или были специально построены для этого. Современные христианские храмы тоже строятся так, чтобы алтарь был обращен на восток. А восток — не просто сторона света. Там восходит Солнце. Недаром мы и сегодня говорим о странах, «лежащих к восходу», или о Стране восходящего Солнца на Дальнем Востоке. Время и пространство объединяются даже в языке: еще наши дедушки и бабушки называли юг полднем. Дополняют календарь часы. Первый отсчитывает периоды годичного цикла, часы определяют время суток. Естественно, они тесно связаны между собой. Это было известно еще древним римлянам. Длина одного часа менялась у них каждые сутки. Летом дневные часы были короче ночных, зимой наоборот: римляне делили периоды между восходом и закатом на 12 равных промежутков. Хотя такой счет и кажется нам излишне сложным, однако люди пользовались им тысячи лет. Еще несколько десятилетий назад археологи не верили, что люди древности умели делать такие расчеты. Как могли эти «дикари» обладать такими познаниями в астрономии, которых нет и у людей XX в.? Лишь когда за изучение древней и древнейшей истории взялись астрономы, умение наших предков измерять время и рассчитывать календарь подтвердилось. Так возникла новая научная дисциплина — астроархеология. Ее пионерами были ученые шотландец Александр Том или его сардинский коллега Карло Машья. Теперь считается доказанным (хотя и не все археологи старой школы признают это), что большинство значительных памятников древних и древнейших эпох во всем мире так или иначе связано с календарями, то есть они как бы закрепляют время в пространственных формах. За доказательство принимается здесь отнюдь не мнение большинства. В наши дни для этого, как правило, делаются компьютерные расчеты, основанные на принципах теории вероятности, которые и определяют, было ли данное сооружение, будь то каменный круг, абстрактная на первый взгляд скульптура в скалах, пирамида или древний храм, возведено по законам астрономии или нет.
Астрономический прибор или памятник?
Сооружения действительно встречаются самые разные. Некоторые из древних строений, очевидно, были построены как гигантские приборы для астрономических измерений времени. Чаще всего это солнечные часы, отмечавшие даты начала важнейших периодов года, а в некоторых случаях и дневные часы суток. Другие не были приспособлены для непосредственных измерений. Они служили своего рода памятниками накопленных знаний о гармонических ритмах Космоса и Творения в целом. Иногда их устраивали таким образом, чтобы заход или восход Солнца или какой-либо заметной звезды в определенный день приходился против нужной отметки. Такие сооружения не использовались для исследований, а, наоборот, сами предполагали наличие у строителей точных астрономических знаний. Однако и они не оставляют сегодня никаких сомнений в своем предназначении. Сложнее обстоит дело с третьей категорией таких сооружений, размеры и расположение которых на местности связано не с календарными периодами, а с космической символикой чисел, принятой в данной культуре. Таковы многоступенчатые башни шумерийцев и вавилонян, которые называют зиккуратами. Их треугольная форма олицетворяла деление мира на три «этажа» — Небеса, Землю и Подземное царство, а 7 ступеней соответствовали 7 сферам. Похожая символика встречается в постройках Китая, например, в Залах Минтана, построенных, по легенде, царем Вэнем династия Чжоу (1122—255 гг. до н. э.). Квадратное здание (квадрат служил символом Земли) было покрыто круглой соломенной крышей (круг символизировал Небеса). Здание состояло из 5 или 9 квадратных «залов», имевших 12 дверей по числу месяцев года. Как Солнце один за другим проходит 12 знаков Зодиака, так и царь ежемесячно входил в новый зал и объявлял через его двери свои указы народу. В раннем буддизме и индуизме также были известны подобные сооружения с космической символикой — например, буддийская Ступа, олицетворявшая небесный свод. На средиземноморском острове Сардиния насчитывается почти 7 тысяч круглых каменных башен, сложенных из крупных каменных блоков еще в доисторические времена. Их называют нурагами. Легенды говорят, что прежде их было больше 12 тысяч. Когда это было, можно только гадать. Попытки их датировки дают разброс — от «после ледникового периода» до «железного века». О том, зачем строились нураги, также существуют одни лишь домыслы. Их считали и надгробиями заезжих египтян, и жилищами древних великанов, и мавзолеями знатных людей, храмами, посвященными мистическому культу огня, памятниками в честь военных побед, укреплениями, сторожевыми башнями и даже жилыми домами. Большинство этих домыслов не выдерживает критики. Для повседневного использования в каком бы то ни было качестве эти мрачные, лишенные окон постройки совершенно непригодны. Нет даже отверстий, через которые можно было бы выводить дым очага. Кроме того, большую часть года внутри нурагов царит такая высокая влажность, что любому из его жителей очень скоро грозили бы ревматизм и артрозы. Никаких следов захоронений в них тоже не найдено. Для такого маленького острова как Сардиния 12 000 укреплений — слишком много. Вместо того чтобы объединять защитников острова, они делили бы их на мелкие, небоеспособные отряды, которых в то же время было бы чересчур много, чтобы небольшое, в основном крестьянское население могло позволить себе кормить подобное ополчение долгое время. Да и от кого надо было оборонять остров, более 1000 лет не видавшего никаких захватчиков? Нураги-захоронения тоже не вызывают доверия. У древних сардов были свои захоронения — дольмены.
Страх затмений
Лишь в 1984 г. профессору Карло Машья из Университета Кальяри удалось раскрыть тайну нурагов при помощи методов астроархеологии. Большинство башен оказались ориентированы входом на юг. Расположение внутренних ходов и помещений позволяет сделать вывод, что они служили для наблюдения за Солнцем в определенное время года и суток. Некоторые из нурагов построены иначе. У одних вход направлен точно в том направлении, где Солнце восходит в день зимнего солнцестояния, у других — на точку восхода той или иной из ярких звезд. Страсть к сооружению нурагов у островитян, судя по всему, была связана с солнечными и лунными затмениями, наблюдавшимися на Сардинии в период между 1200 и 200 гг. до н. э. Всякий раз, когда одно из светил затмевалось, древние сарды строили своему солнечному или лунному божеству новый храм-нураг. О высоких познаниях древних сардов в астрономии говорят и другие доисторические сооружения на острове, а именно храмы-колодцы. Это своеобразные подземные сооружения, которых археологи нашли уже 70. Около 30 из них — в хорошем состоянии. Строили их все одинаково, причем всегда по соседству с нурагами. Каменная лестница спускается на 6 м под землю и оканчивается перед круглым каменным колодцем, покрытым высокой, похожей на готическую крышей. Вершина крыши выходит на поверхность земли, и в ней есть отверстие. Камни в некоторых из этих храмов-колодцев, построенных около 1500 лет назад, выглядят так, будто их только вчера обработали самой современной камнерезной пилой. В отличие от солнечных и звездных храмов-нурагов эти удивительные колодцы, по мнению профессора Машья, служили лунными святилищами. Первым из колодцев, тщательно обследованным им вместе с астрономом Провербьо, был священный источник Св. Кристины. Оказалось, что колодец заложен таким образом, что раз в году свет Луны проникает точно в отверстие крыши и в течение нескольких минут после полуночи отражается в воде колодца. И этот единственный раз соответствует именно тому положению Луны, в котором может произойти ее затмение! Конечно, это могло быть случайностью, хотя из разряда очень редких. Однако дальнейшие исследования обоих профессоров показали, что хорошо сохранившийся колодец Св. Виттории ди Серри устроен точно так же. История Перу задолго до Колумба насчитывала целый ряд высокоразвитых культур. Например, инки умели возводить монументальные сооружения, астрономическое значение которых бесспорно.
Астрономические сооружения Центральной Америки
Календарные сооружения Сардинии относятся к той категории астрономических зданий, которые лишь закрепляли накопленные знания о Космосе в культовой форме, но не использовались для новых измерений и наблюдений. Ту же роль играли многочисленные сооружения доколумбовой эпохи в Центральной и Южной Америке. Одним из наиболее сложных считается комплекс эль-Караколь в Чичен-Ица в Мексике. Караколь по-испански — «улитка», это круглая башня, покоящаяся на двух наложенных друг на друга четырехугольных платформах и получившая свое название от винтовой лестницы у нее внутри. Воздвигли ее тольтеки где-то между 975 и 1200 гг. Название всего комплекса, Чичен-Ица, восходит к мексиканскому племени итца, в XIII в. поселившемуся на этих, тогда уже покинутых землях. Тольтеки тоже не были первыми: примерно в конце X в. они сменили прежде живших там майя. Нижняя платформа Караколя высотой 6 м и размерами 61,5 х 66,9 м имеет прямоугольную форму, верхняя же на 3 м выше и представляет собой косой угольник со сторонами 21, 21, 22,15 и 24 м, к тому же сдвинутый по оси на 5° по отношению к нижней платформе. Тем не менее диагонали, проведенные от северо-восточного к юго-западному углу обеих платформ, проходят почти рядом, строго параллельно одна другой, практически через центр круглой башни. С отклонением всего лишь в 37 дуги они указывают на точку, где в 1000 г. Солнце восходило в день летнего солнцестояния, а в противоположном направлении оно садилось в день зимнего солнцестояния. С лестницы нижней платформы наблюдатель, опять-таки в 1000 г., видел точку, где Солнце в день летнего солнцестояния заходило. С лестницы верхней платформы он с отклонением всего лишь в 31' мог наблюдать заход Солнца в те два дня года, когда оно стояло в зените над Чичен-Ицей. И это еще не все. На нижней платформе есть стилобат, подиум высотой 33 см, на котором устроена ниша для наблюдателя с двумя колоннами, стоящими очень близко друг от друга. Если прислониться к стене ниши и взглянуть прямо в просвет между колоннами, то можно увидеть участок неба, где заходит Венера, когда достигает крайней точки своего северного склонения. Доказательством тому служат и другие факты: одна из колонн выкрашена в черный цвет, другая — в красный. Еще майя обозначали восток красным цветом, север — белым, запад — черным, а юг — желтым. Венера зовется Утренней и Вечерней звездой, поэтому красный и черный — ее цвета. И, наконец, все сооружение было посвящено богу Кукулькану, которого майя в своей мифологии отождествляли с Утренней звездой.
Направление на Утреннюю звезду
Наконец, сама круглая башня тоже служила для наблюдений. Наверху — небольшая ротонда с 4 дверями, ведущими во внешнюю галерею, тоже с 4 дверями, но расположенными иначе. Выйдя из них на «балкон» и заглянув через одну из последних дверей внутрь, можно в одной из соседних увидеть узкий участок неба. Из 8 заданных таким образом направлений астрономически значимых оказалось 5. Это — направления на яркие звезды Канопус, Кастор и Поллукс, на точку захода Фомальгаута (при их самом южном и самом северном склонении), а также на точку захода Солнца в день прохождения зенита. Для других наблюдений, возможно, служили 8 отверстий на крыше башни (сохранились из них лишь 3). Попытки реконструкции дают несколько возможных направлений, например, на ряд ключевых положений Солнца и Венеры, а также звезды Ахернар. Крупнейшим календарным сооружением была и солнечная обсерватория Уахактун в Гватемале. В период между 300 г. до н. э. и 150 г. н. э. майя возвели там целый комплекс культовых зданий, среди которых выделяются 4 ступенчатые пирамиды. Три пирамиды стоят, или, точнее, стояли, в ряд на одной террасе высотой 4,57 м, а четвертая располагалась в некотором отдалении от них, примерно против середины террасы. Снизу к ней ведет каменная лестница длиной 9,9 м. Между четвертой пирамидой и террасой, ближе к последней, стоят 3 каменные колонны. На лестнице есть 3 точки — у подножия, на самом верху и в середине, где вершины колонн оказываются на уровне глаз, — с которых можно наблюдать несколько астрономических объектов, если смотреть поверх колонн или трех других пирамид. Удивительнее всего, что три пирамиды на террасе охватывают таким образом весь диапазон солнечных восходов в течение года, если их наблюдать с верхней ступени лестницы четвертой пирамиды. Из-за крайних пирамид Солнце восходит 21 июня и 21 декабря, то есть в дни солнцестояний. Из-за средней пирамиды оно восходит 21 марта и 23 сентября, то есть в дни весеннего и осеннего равноденствия. Одно из других направлений наблюдения отмечает день 6 апреля, бывший для майя днем начала сухого сезона, а тем самым и полевых работ. У них это был один из важнейших праздников в году.