Tайны мира

Вампиризм
В современной культуре вампиры очень популярны. Продюсеры каждый год выпускают десятки фильмов про борцов с кровососами, издательства выпускают серии вампирской литературы, юные готы в тематических форумах обсуждают, как правильно пить кровь возлюбленных… А что думает о вампирах современная медицина? Рассказы об оживающих покойниках и злых духах, которые питаются человеческой кровью, существовали практически вот всех культурах мира. Кровь издавна считалась основой жизненной силы, поэтому существа, которые способные пить ее у человека, вызывали суеверный ужас. В странах Востока кровушкой обычно баловались злые боги и враждебно настроенные духи, в то время как в европейской культуре большей популярностью пользовались вампиры-покойники.
Славянская прародина вампиров
Современные представления о вампирах в значительной степени основываются на данных славянской мифологии. Так, подавляющее большинство исследователей сходится на том, что слова? вампир и упырь — общего происхождения. Начальный носовой звук, как считается, в большинстве славянских языков дал "у" (откуда русск. упырь, укр. упир, белор. упiр, чешск. upir; из вост.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск. upior), а в некоторых сохранился звук "в" (ст.-болг. вампырь, позже вапиръ, въпиръ, ст.-польск. wаpierz). Из южнославянских языков через венг. vampir слово заимствовано в западноевропейские (нем. Vampir, фр. vampire, англ. vampire). Народные суеверия об упырях Восточной Европы оказали огромное влияние на жителей соседних стран, так что со временем образ вампира стал универсальным почти для всего мира. Серьезно обогатили легенды о вампирах в Венгрии, Румынии и славянских землях цыганские сказания о живых мертвецах. Прародина цыган, Индия, имеет множество вампирских личностей. Бхут или Прет — это душа человека, умершего несвоевременной смертью. Ночью она бродит вокруг оживших мёртвых тел и нападает на живых, как и вампир. В Северной Индии, согласно легендам, может быть обнаружена Брахмаракшаса (BrahmarakShasa), вампироподобное создание с головой, увенчанной кишками и с черепом, из которого оно пило кровь. Ветала и пишака (pishacha) — немного другие существа, но в некоторой форме имеют сходство с вампирами. С тех пор как индуизм верит в переселение душ после смерти, полагается, что через ведение порочной или распутной жизни, а также через грех и самоубийство душа реинкарнируется в подобный тип злых духов. Это перевоплощение не определяется при рождении и т. д. но «зарабатывается» непосредственно в течение жизни, и судьба такого злого духа предопределена тем, что они должны достигнуть освобождения от этого yoni и войти заново в мир смертной плоти при следующем перевоплощении. Наиболее известное индийское божество, связанное с питьём крови — это Кали, которая имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки. Её храмы находятся возле земель, где проводят кремацию. Она и богиня Дурга (Durga) сражались с демоном Рактабия (Raktabija), который мог размножаться с помощью каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так что не пролилось ни капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабию. Что интересно, имя Кали является приложением к официально непризнанной цыганской святой Саре (Sara). По легенде, цыганка Сара прислуживала Деве Марии и Марии Магдалине и вместе с ними высадилась на берегу Франции. Цыгане до сих пор проводят церемонию каждого 25 мая в той самой французской деревне, где, как предполагается, произошло это событие. Поскольку святилище Сары-Кали находится под землёй, местные жители издревна с подозрением относились к поклонению «цыганской святой», и среди выдвигаемых ими версий были причастность культа Сары Кали к сатанизму и устраиваемые цыганами вампирские оргии. У славянских народов считалось, что вампирами чаще всего становятся жертвы убийств, самоубийцы, умершие колдуны, а также отлученные от церкви или похороненные по "неправильным" ритуалам. Быть же укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти. По поверьям, вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 4 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. Крестьяне верили, что тот, кто умер до положенного срока, будет доживать свой век после смерти. Такому ожившему покойнику не подходит обычная еда, поэтому он черпает жизненную силу у живых, выпивая их кровь. Как известно, лучшее лечение – это профилактика, поэтому родственники погибшего, подозревающие, что он может стать вампиром, предпочитали подстраховаться и заранее принимали необходимые меры. Считалось, что обезвредить вампира можно несколькими способами: положить ему в гроб распятье или в рот чеснок, прибить гвоздями одежду к гробу или пробить сердце покойника осиновым колом. Смысл последнего действия был двойственен. С одной стороны, покойник без сердца имел меньше шансов на оживление, с другой стороны, считалось, что осиновый кол прибивает тело к земле, так что вампир просто не сможет вылезти из могилы. Некоторые предпочитали похоронить потенциальных вампиров с косами над их шеями, чтобы мертвецы обезглавили себя, если начнут подниматься. У румын людей умерших раньше срока (детей и молодых людей) могли проверять на вампиризм. Для этого после похорон несколько лет (до 7) не зарывали могилу, чтобы в любой момент можно было прийти и посмотреть, как разлагается тело. Если разложение шло правильно, могилу зарывали, а если покойник долгое время оставался нетленным, ему отрубали голову, клали в рот чеснок, а тело протыкали колом.
Дело о вампирах: следствие ведут ученые
В XVIII веке были предприняты первые попытки научного расследования случаев вампиризма. Самый известные задокументированные факты относятся к случаям с крестьянами Петером Благоевичеми (Peter Plogojowitz)и Арнольдом Паоле (Arnold Paole) из Сербии. Согласно истории, добропорядочный земледелец Петер Благоевич умер в 62 года в 1725 году и был похоронен согласно местным обычаям. Через два месяца после похорон всего за 8 дней от непонятной болезни внезапно умерло девять его односельчан, причем каждый из них утверждал, что накануне ночью к нему являлся покойник Петер. Кроме того, несколько раз он являлся к сыну, прося еды. Сын отказал и был найден мёртвым. Вдова умершего не верила в эти рассказы, пока однажды ночью мертвый муж не начал стучать ей в дверь, требуя, чтобы она выдала ему его обувь. Бедная женщина была так напугана, что наутро в спешке навсегда покинула родную деревню. Местные жители приняли решение выкопать тело из могилы, чтобы провести расследование. На экспертизу были приглашены местные военные и священник. Выкопав и вскрыв гроб, они обнаружили, что тело совсем не подверглось разложению, у покойника отросли ногти и волосы, кожа выглядела свежей, хоть и бледноватой, а во рту виднелись следы крови. Местные жители потребовали, чтобы сердце трупа проткнули осиновым колом, что и было сделано, причем в момент удара изо рта вампира вырвался фонтан свежей крови. Пока местные жители сжигали тело упыря, военный, командовавший церемонией вскрытия, подробно описал все происходящее в рапорте начальству. Вскоре этот документальный отчет перепечатывали ведущие газеты разных стран. В другом известном случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей. Эти два инцидента были очень хорошо задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и после были изданы книги, которые распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение. Многие учёные утверждали, что вампиры не существуют, и ссылались на бешенство и преждевременные похороны. Однако проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы. В Европе начался бум борьбы с вампирами, чуть ли не в каждой деревушке находились подозреваемые в распитии крови с корыстными целями, в столицы постоянно шли известия о том, что крестьяне выкапывают «подозрительные» трупы и протыкают их осиновыми кольями. Истерия развилась до такой степени, что власти многих стран поручали медикам провести расследование всех загадочных случаев и научно подтвердить или опровергнуть существование вампиров. В 1746 году уважаемый французский богослов и ученый Антуан Августин Калмет выпустил трактат, где обобщил все известные ему материалы по случаям вампиризма в Европе. Там он осторожно предположил, что вампиры действительно могут быть не мифом, а реальностью. И многочисленные читатели, включая как критически настроенного Вольтера, так и поддерживающих его демонологов восприняли трактат как утверждение, что вампиры существуют. Судя и по второму изданию работы в 1751 году, Калмет был в некоторой степени скептичен по отношению к идее о вампирах как таковой. Он признал, что некоторые части доклада, например, сохранность трупов, могли быть правдой, но какими бы ни были личные убеждения Калмета, его авторитет был столь высок, что в обществе стали считать, что существование вампиров научно доказано. В конце концов, австрийская императрица Мария-Терезия отправила своего личного доктора, Герхарда Ван Свитена (Gerhard van Swieten), расследовать дела о вампиризме. Он заключил, что вампиров не существуют, а все описанные раньше случаи имеют научное объяснение. В 1768 году императрица издала закон, запрещающий вскрытие могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии, но интерес к вампиризму и "вампирам" не утихал, а в определенной среде, напротив -- рос, благодаря авторам художественных произведений, хотевших пощекотать нервы своим образованным читателям.
Вампиров вылечат генетики?
Казалось бы, тема вампиров наукой с тех пор закрыта, однако едва ли не самое революционное открытие медиков, связанное с вампиризмом, было сделано лишь во второй половине XX века. В 1963 году английский доктор Ли Иллис предоставил в Королевское медицинское общество свою монографию «О порфирии и этиологии оборотней», где были проанализированы документальные записи о случаях вампиризма и оборотничества в Европе XII-XIX вв. Доктор Иллис высказал революционное предположение, что в основе большей части подобных историй не суеверия, реальные случаи, связанные с порфирией. Порфирия – это редкая форма генетического нарушения: болеет один человек из 200 тысяч. Если у кто-то из родителей есть порфирия, то с вероятностью в 25% она передастся ребенку. Как и многие другие генетические нарушения, порфирия часто бывает в результате инцеста, поэтому от нее часто страдали европейские монархи, вынужденные выбирать жен среди близких родственников, а также жители маленьких деревнях Трансильвании (примерно 1000 лет назад) где имело место близкородственное размножение. И если бы не эта "болезнь вампиров" -- не было бы мифов ни о Дракуле, ни о прочих кровопиющих, светобоящихся и клыкастых персонажах. Практически по всем симптомам больной, страдающий от запущенной формы порфирии - это типичный вампир, а найти её причину и описать протекание болезни (и излечивать) смогли только во второй половине XX века, чему предшествовала беспощадная многовековая борьба с вурдалаками: с 1520 по 1630 (110 лет) годы в одной только Франции казнили более 30 тысяч человек, признанных вервольфами. Чем шире и глубже распространялось христианство, тем более нещадно относились к больным. Болезнь характеризуется тем, что нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина. Таким больным солнечный свет приносит невероятные мучения, поэтому они вынуждены днем прятаться в закрытых помещениях, а на улицу выходить только ночью. Даже на сегодня в медицине описано около 90 случаев острой врождённой порфирии, когда болезнь была неизлечима. При тяжелых формах болезни у пациентов деформируются сухожилия, что иногда приводит к скручиванию пальцев. Кожа вокруг губ и дёсен высыхает и ужесточается, что в результате приводит к тому, что резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. У пациентов бледнеет и истончается кожа, а иногда из-за отложения порфирина зубы приобретают красноватый цвет. Словом, все признаки вампиризма налицо. Бешенство — это ещё одно заболевание, связанное с вампирским фольклором. Страдающие этой болезнью избегают солнечного света и не смотрят в зеркала, а возле рта у них вспенившаяся слюна. Иногда эта слюна может быть красной и напоминать кровь. Однако, как и в случае с порфирией, нет свидетельств, указывающих на то, что бешенство могло вдохновить на легенды о вампирах. Некоторые современные психологи выделяют расстройство, называемое «клинический вампиризм» (или синдром Ренфилда (Renfield), в честь поедающего насекомых приспешника Дракулы из романа Брэма Стокера) при котором жертва одержима питьем крови людей или животных. Было несколько убийц, которые осуществляли похожие на вид вампирские ритуалы над своими жертвами. Серийных убийц Питера Кёртена (Peter Kurten) и Ричарда Трентона Чейза (Richard Trenton Chase) в бульварной прессе называли вампирами, после того как их обнаружили пившими кровь убитых ими людей. В марте 2007 года один из независимых борцов с вампирами пробрался на могилу бывшего президента Сербии Слободана Милошевича и начал вбивать в землю боярышниковый кол. Полиции осквернитель могил объяснил, что пытался проткнуть сердце Милошевича, чтобы тот не смог восстать из могилы в виде вампира. Вряд ли историю с Петером Благоевичем можно объяснить этими болезнями, однако очень вероятно, что многие живые люди, казненные по обвинению в оборотничестве и вампиризме, на самом деле могли быть всего лишь несчастными больными. Сейчас успешное развитие генной инженерии позволяет предположить, что скоро порфирия навсегда исчезнет из списка людских болезней. А вот суеверия, связанные с вампирами, похоже неистребимы. И не малую роль в этом играют художественные произведения и фильмы о "вампиризме", которых в последнее время появилось совсем не мало...
Рекламщики "вампиризма"
Одним из первых появилось на свет короткое стихотворение немецкого поэта Генриха Августа Оссенфельдера «Вампир» (1748), которое имело чёткий эротический подтекст: мужчина, чья любовь была отвергнута уважаемой и благочестивой девушкой, грозил навестить её среди ночи, выпить её кровь, подарив ей соблазнительный поцелуй вампира и таким образом доказать ей, что его уроки лучше, чем христианство её матери. Баллада «Ленор» (1773) Готфрида Августа Бюргера — наиболее заметный пример XVIII века. Один из её сюжетов «Denn die Todten reiten schnell» («Ибо мёртвые передвигаются быстро») цитировалась в «Дракуле» Брэма Стокера. К этой теме обратился и Гете в своем стихотворении «Коринфская невеста» (1797): история о молодой женщине, которая вернулась из могилы, чтобы разыскать того, с кем она была обручена. Лорд Байрон в своей эпической поэме «Гяур» обращается к традиционной фольклорной концепции вампира, как существа, обречённого сосать кровь и отнимать жизнь у своих ближайших родственников. Одна из историй -- «Вампир» -- была написана Джоном Уильямом Полидори (личным доктором Байрона) в 1819 году. Эта маленькая история стала образцом того вампира, который сейчас распространен в кино и литературе. Дикая личная жизнь Байрона стала моделью для главного героя — вампира Лорда Рутвена. В истории Полидори, похоже, впервые появляется вампир, имеющий облик героя сегодняшней литературы и кинемотаграфа: нежить, обладающая развитым интеллектом и сверхъестественным обаянием, так же как и внешней привлекательностью (в противоположность этому, вампир из легенд неизменно был отвратительным монстром). Эта история позже была переписана Александром Дюма в пьесу, так же названную Le Vampire (1851). «Дракула» Брэма Стокера (1897) стал наиболее полным описанием вампира в популярной литературе до 20-го столетия. Стокер изобразил вампиризм как заболевание (заразная демоническая одержимость), с оттенками секса, крови и смерти, задев чувствительные струнки в Викторианской Британии, где туберкулёз и сифилис были обычным явлением. Имя «Граф Дракула» было заимствованно у реально жившего человека — Влада Цепеша — известного румынского князя в XV веке, также известного под именем Влада III Дракулы, правившего в городе Тырговиште, и погибшего в бою с турками. Но в отличие от исторического персонажа, граф Дракула разместился в замке неподалёку от Прохода Борго в Трансильвании, и Стокер приписал этому месту сверхъестественную атмосферу, которая до сих пор сохранилась в современных историях. По этому литературному произведению и его мотивам снято множество кинофильмов, отполировавших образ вампира Лорда Рутвена до нынешнего киношного образца. До середины 1950-х вампиров обычно изображали как сверхъестественных существ с мистической силой, аналогами Дракулы. Это изменилось с выходом книги Ричарда Матесона «Я — Легенда» (1954). Его история о Лос-Анджелесе из будущего, который заполонили кровососущая нежить и людоеды навсегда изменила жанр. Единственный выживший человек должен был отбиваться от орд ночных созданий, обнаружить секрет их биологии и разработать эффективные контрмеры. Это было первое художественное произведение с аналитическим подходом по отношению к вампирам. В книге 1981 года «Голод» (экранизированной в 1983) изучается биология вампиров и делается предположение, что своими особыми способности вампиры обязаны свойствам своей крови. Вампиры в книге рассматриваются не как умершие люди, а как отдельный вид существ, живущий бок о бок с людьми. В серии книг «Вампирские Хроники» Энн Райс, которая сейчас наиболее популярна в жанре современных историй о вампирах, вампиры изображаются скорее существами нуждающимися сочувствия, нежели монстрами, или злодеями. В 2005 году вышла «Сумерки» — первая книга популярной серии Стефани Майер. История вращается вокруг невероятно красивого вампира по имени Эдвард Каллен, который сильно влюбился в молодую девушку, Беллу Сван. Затем Майер так же издала «Новую Луну», вторую книгу этой серии и работает над третьей книгой, «Затмение». На 25 января 2006 года MTV Films, Paramount и Maverick возобновили конкурс на создание фильма основанного на этой книге. Они должны приобрести права на экранизацию до апреля 2010 года. Современные российские писатели также обращаются к теме вампиров. В частности, в 2005—2006 годах началась публикация цикла романов Алии Якубовой «Вампирские истории», героями которых являются вампиры. По признанию автора, большое влияние на её творчество оказали книги Энн Райс и Лорел Гамильтон. Всего же, по самым скромным подсчетам, на чисто "вампирскую" тему в 20-21 вв. было написано 97 книг и снято 94 кинофильмов. Кроме того, создано не менее 12 ролевых игр, где вампиры представляют реальную силу, а также десятки театральных постановок и мьюзиклов